Эти разоблачения опубликованы на страницах немецкого еженедельника Die Zeit Майклом Шеуером, бывшим агентом ЦРУ, в настоящее время пенсионером. В свое время он принимал участие в разработке "процедуры", был непосредственным руководителем группы, которая осуществила захват не менее 40 человек.
Механизм был разработан с целью облегчения процесса сбора информации, но и создания препятствий для возвращения на свободу подозреваемых. Группа агентов ЦРУ организовывала операции в отношении тех, кто на родине уже был заочно осужден. Клинтон вовсе не хотел, чтобы заключенных доставляли в США, более того, он не хотел знать ничего об их дальнейшей участи.
По словам Шеуера, похищения осуществлялись в странах, "готовых к сотрудничеству", но "уверенных в том, что опасность грозит только Америке и что они, в свою очередь, станут мишенями для террористов, если будут действовать в одиночку".
Бывший агент ЦРУ не скупится на упреки в адрес Белого дома, уже раскритикованного в книге "Высокомерие империи". "Захват террористов поручался полиции или местным спецслужбам, - говорит Шеуэр, - потому что в американском правительстве полно негодяев".
Миссии согласовывались в процессе длительных юридических консультаций, и, по словам Шеуера, при этом не нарушался ни один американский закон. Кроме того, как правило, американские агенты не присутствовали даже на допросах: их чаще всего интересовали досмотр вещей и контроль за связями подозреваемого.
"Если удавалось что-то узнать в ходе допроса, - говорит Шеуер, - мы брали его как вишенку с торта. Но нам были нужны сам человек и его документы". Потому что чаще всего агрессивный допрос ничего не дает: допрашиваемый говорит то, что, по его мнению, от него хотят слышать, и ему неважно, правда это или нет.
По выражению экс-агента, похищения подозреваемых за рубежом и передача их третьим странам с менее жесткими законами в области прав человека являются "самой эффективной программой по борьбе с терроризмом": "На 90% это огромный успех, на 10% - это катастрофа". Катастрофа выражается в предании гласности, поясняет итальянская газета.