В АМАНе считают, что военная альтернатива стала реальной с точки зрения Дамаска и сирийская верхушка серьезно взвешивает свои шансы. На этом фоне вероятность полномасштабной войны или вооруженных провокаций на сирийской границе уже не является "низкой". При этом разведчики подчеркивают, что на данный момент речь идет о словах и мыслях сирийского руководства. Никаких оперативных шагов Сирия пока не предпринимала.
Ранее, во время войны Израиля в Ливане президент Сирии Башар Асад и министры его правительства не раз угрожали, что могут отобрать Голанские высоты силой. Сразу после окончания войны Асад заявил в своей речи перед членами ассоциации журналистов, что "Ближний Восток изменился с победой "Хизбаллах" в Ливане, развеяв мечты США о "Новом Ближнем Востоке". По словам Асада, "Израиль пытается стать частью региона, проводя в жизнь план "Великого Ближнего Востока" и надеясь, что каждое следующее поколение арабов будет относиться к нему все лучше. Однако я, представитель третьего поколения, могу подтвердить, что его все сильнее ненавидят".
По поводу мирного процесса Асад заявил, что "он себя не оправдал. Арабы предлагали все и не получили взамен ничего. Поэтому Сирия отказалась поступиться своими правами. Когда мы говорим, что мы выбираем стратегию мира, это не означает, что мы отказываемся от других опций. Именно Израиль не желает мира. Израиль – враг, построенный на агрессивности и экспансии. Тот, кто говорит о мире, должен понимать, что мир и сопротивление оккупации идут вместе. Мы – Ливан, Сирия и Палестина, не сложим оружия, пока не освободим оккупированные земли".
Тогда же местная государственная газета "Аль-Таура" предупредила Израиль, что сирийцы "не позволят, чтобы их земля оставалась под вечной оккупацией... Вы должны понимать, что наш народ будет бороться так, как боролось с вами ливанское сопротивление".
Глава военной разведки (АМАН) Амос Ядлин заявил в ходе еженедельного заседания правительства: Сирия намеревается создать собственную военизированную группировку по модели ливанской "Хизбаллах", цель которой – вооруженная борьба за возращение Голанских высот. Ядлин утверждает, что проект находится пока на стадии планирования, однако идея эта чрезвычайно занимает правительство Сирии.
17 сентября министр пропаганды Сирии Мухсен Билаль заявил, что его страна совершила стратегический выбор, отдав предпочтение пути мира, однако она не собирается долго ожидать возвращения Голанских высот". "Сирийский народ ожидает выполнения резолюций Совета безопасности ООН уже 40 лет, и все напрасно. Наше терпение заканчивается", - заявил Билаль в интервью египетской газете "аль-Ахрам аль-Араби".
Башар Асад заявил, что, в отличие от президента Ирана Махмуда Ахмади Неджада, стремится заключить мир с Израилем, а не уничтожить еврейское государство. "Но мое мнение может измениться. Если надежда на мирное решение конфликта исчезнет, единственным выходом останется война", – подчеркнул он.
Кроме того, в среду президент Сирии подписал указ, согласно которому каждый сириец, который вернется на постоянное место жительства на "оккупированные Голанские высоты", получит от правительства компенсацию. Этот шаг призван продемонстрировать "вечность сирийского присутствия на Голанских высотах, которые должны вернуться под юрисдикцию Сирии".