Как свидетельствуют события в ряде государств Западной Африки, иногда принятые меры не сокращают поступление оружия в воюющие страны вовсе. Однако если в регионе действуют миротворцы ООН, то эффективность запретительных мер резко возрастает.
Оружейное эмбарго вводится с целью прекратить или предотвратить конфликты. Кроме того, запрет может преследовать политические цели, если ООН добивается изменения правительственного курса. Тем не менее, подобные меры доказали свою неэффективность.
"Ни в одном из 27 случаев, когда Совет Безопасности ООН после холодной войны вводил оружейное эмбарго, не удалось полностью прекратить ввоз оружия в указанные страны, - рассказывает Симон Веземан из стокгольмского института. - Всегда есть прорехи - иногда они больше, иногда меньше".
По данным исследования, лишь в 25% случаев правительства шли на уступки после введения оружейного эмбарго. Но в случае присутствия в стране миротворцев ООН эффективность подобной меры возрастает до 47%. Если запрет на поставки оружия в страны Западной Африки не принес практических результатов, то в случае с Ираком он позволил снизить боеспособность вооруженных сил Саддама Хусейна.
Авторы доклада считают, что Совет Безопасности должен настоять на принятии в странах ООН законов, согласно которым нарушение оружейного эмбарго будет считаться преступлением.
Агрессивные низкоразвитые народы всегда получали оружие из рук соседей
Писатель, философ и историк Игорь Ефимов считает, что терроризм и агрессия - это реакция менее развитых цивилизаций на более развитые, а потому агрессоры часто пользуются оружием более совершенных народов. В ходе конференции по проблемам терроризма Ефимов отметил, что кочевники, на протяжении всей истории угрожавшие высокоразвитым земледельческим народам, не умели производить то оружие, которое обращали против развитых цивилизаций - но они его всегда так или иначе доставали, пишет агентство "Росбалт".
Точно так же сейчас активные участники джихада не происходят из стран, где производится оружие - оно покупное. Попытки вводить оружейное эмбарго Ефимов сравнил с указом императора Карла Великого, запретившим продавать оружие викингам. Тем не менее, скандинавы все равно получали оружие и продолжали нападать на государство франков.
При этом Ефимов отметил, что кочевники практически непобедимы, поскольку на их стороне неуловимость, неустрашимость и непредсказуемость. Задобрить стоящий ниже в культурном отношении агрессивный народ невозможно, указывает он. Таким образом, даже лидеры террористических группировок при желании не могут остановить насилие.