Россия вновь взяла курс на укрепление позиций на Ближнем Востоке, приобрела новый вес в Алжире, который вот-вот превратится в ее главного покупателя оружия, опередив Китай. В обмен на продажу оружия Россия предложила Алжиру инвестировать средства в различные предприятия, в том числе в энергетическую сферу.
Российская военная промышленность восстановилась за последние годы и воспользовалась поддержкой Путина для завоевания рынков, потерянных в 1990-е. Точкой отсчета новой торговой политики Кремля стала поездка российского лидера в Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию в этом году.
В конце 2006 года Россия и Иордания подписали соглашение о расширении военного сотрудничества. Интерес стран Ближнего Востока к российскому оружию усилился после войны между Израилем и "Хизбаллах" на юге Ливана.
По официальной информации, в 2006 году Россия продала оружия на 3880 млн евро (по данным шведского института SIPRI – на 4900 млн), поставив рекорд и выйдя на второе место по мировому экспорту после США.
Специалисты подчеркивают так называемый эффект домино: оружие, продаваемое одному клиенту, используется для того, чтобы остановить другого клиента. Россия использовала его во время войны Израиля с "Хизбаллах". У "Хизбаллах" были российские ракеты, приобретенные, предположительно, у Сирии или Ирана.
Москву, которая в отличие от США, не держит собственных войск в регионе, может не слишком беспокоить, как будет использовано это оружие, при условии, что оно не ядерное, – в этом секторе действует совершенно иная логика.
С экономической точки зрения Россия пользуется кризисом в регионе, ведь ситуация в Иране, Ираке и на Ближнем Востоке способствует сохранению высоких цен на нефть.
Китай также укрепляет свои позиции. По данным доклада SIPRI за 2006 год, он занимал 11-е место в мире по экспорту и 1-е по импорту.
Главные покупатели китайского оружия – Пакистан и Иран. Азиатский гигант сурово критикуется Соединенными Штатами за поставки в такие проблемные точки, как Иран и Судан. Последние обвинения раздались в конце июля. Вашингтон заявил, что его войска в Ираке нашли там ракеты китайского производства, контрабандным путем ввезенные из Ирана.
Лю Цзяньчао, пресс-секретарь министерства иностранных дел Китая, счел нужным ответить на эти обвинения: "Последнее время некоторые страны связывают нормальную торговлю Китая оружием с контрабандой и даже дестабилизацией некоторых регионов. Это делается не случайно". Лю подтвердил, что Китай экспортирует оружие только в суверенные государства и оно не может передаваться третьим странам без его согласия. Поступала также информация об использовании талибами в Афганистане китайского оружия, ввезенного из Пакистана.
С 1997 по 2006 год Пекин поставил Тегерану сотни противокорабельных ракет и ракет "земля-воздух", многие из которых, как считается, были собраны в Иране. Также Китай продавал Ирану радары и транспортные самолеты. Исламская республика – один из основных поставщиков нефти в Китай.
Пекин также подвергся серьезной критике за продажу оружия Судану, которое, по данным гуманитарных организаций, было использовано в Дарфуре против мирного населения. Правительство Ху Цзиньтао поддерживает тесные торговые связи с африканской страной, у которой покупает нефть.
Тот факт, что некоторые поставщики сырья в Пекин – Иран, Судан, Ангола, Зимбабве и Венесуэла – являются покупателями его оружия и технологий, вызывает растущее беспокойство в Вашингтоне.