Багдад "продолжал нарушать и нарушает" принятые ранее резолюции ООН и "не воспользовался последней возможностью, предоставленной ему резолюцией 1441", что влечет за собой "серьезные последствия", - констатируется в проекте документа, внесенного в СБ ООН по инициативе Вашингтона, Лондона и Мадрида.
Краткий проект резолюции, состоящий из 12 параграфов, не содержит упоминания о крайних сроках удовлетворения требования стран - инициаторов резолюции или конкретных последствиях "нарушений". В то же время, как отмечают дипломатические источники в ООН, для применения силы против Ирака формально достаточно принятия Советом Безопасности такой резолюции, которая состояла бы из одной фразы - о якобы упущенной Багдадом "последней возможности".
По сведениям из источников в ООН, США и Великобритания будут настаивать на скорейшем рассмотрении резолюции, с тем чтобы поставить ее на голосование через две, максимум три недели, сообщает РИА "Новости".
Как альтернатива проекту американо-британо-испанской резолюции, однозначно открывающей дорогу к развязыванию боевых действий в регионе Персидского залива, в ходе закрытого заседания СБ ООН в понедельник по инициативе Франции внесен меморандум, в разработке которого участвовали Россия и ФРГ.
В нем содержится призыв к членам Совета Безопасности приложить максимум усилий "к созданию реальной возможности мирного разрешения кризиса" вокруг Ирака. В меморандуме отмечается, что причин для применения силы против Багдада нет, поскольку, хотя и имеются подозрения в наличии у Ирака запасов ОМУ, никаких подтверждений этому в ходе инспекций не найдено.
"Сочетания четкой программы действий, усиления инспекций, ясных временных рамок и наращивания военного присутствия дают реальную возможность снять разногласия в Совете Безопасности и оказать максимальное давление на Ирак", - говорится в документе. В меморандуме в то же время отмечается, что инспекции "не могут продолжаться бесконечно", а Багдад "обязан разоружиться". Документом предусматривается продление режима инспекций на четыре месяца.
Как отметил в этой связи постоянный представитель РФ при ООН Сергей Лавров, шанс для мирного решения иракской проблемы еще не потерян. "Напротив, мы убеждены, что инспекции продвигаются эффективно, а Ирак отвечает на требования международного сообщества и давление, оказываемое на него", - заявил Лавров.
По словам российского дипломата, позиция России состоит в том, что этот процесс должен быть продолжен "на основе единства среди членов СБ ООН, которое нами полностью поддерживается".
США не устраивает компромиссный план Канады
Администрация США прохладно отнеслась к посредническому предложению Канады в ООН по мирному урегулированию кризиса вокруг Ирака. Эта реакция обозначена накануне предстоящего позже в четверг обсуждения Советом Безопасности ООН проекта новой резолюции, представленной Великобританией, США и Испанией.
По оценке пресс-секретаря Государственного департамента США Ричарда Баучера, "канадская инициатива является попыткой проложить мост, однако надо сказать, что мы уже прошли три четверти пути по этому мосту".
Канада предложила Совету Безопасности ООН компромиссный план, учитывающий позиции сторонников и противников применения силы против Багдада. Согласно канадскому предложению, необходимо наметить для Ирака ряд важных целей, которых он должен достичь к концу марта.
Затем должно состояться голосование в СБ ООН о том, решил ли Багдад эти задачи. В предложении подчеркивается, что "Ирак должен знать, что именно от него требуется по сути, а не по форме". Срок до 28 марта, по мнению Оттавы, позволит убедиться, сотрудничает ли Ирак "по сути проблемы".
Однако Ричард Баучер заявил журналистам, что "устанавливать новый срок, намечать новую дату лишь переносит на завтра принятие решения, которое все мы должны быть готовыми принять". По его словам, "очевидно, что Ирак не соблюдает резолюцию ООН номер 1441 и не полностью сотрудничает с инспекторами. Другими словами, Багдад не разоружается".
Россия не готова поддержать новую резолюцию по Ираку
Россия не готова поддержать резолюцию Совета Безопасности ООН, которая бы автоматически открывала путь войне в Ираке, заявил в среду вечером президент РФ Владимир Путин по итогам переговоров с канцлером ФРГ Герхардом Шредером.
"Позиция Росси известна: для нас неприемлема резолюция, которая давала бы право на автоматическое начало войны", - сказал Путин. "Россия готова искать приемлемые пути разрешения конфликта и сближать позиции, но мы не готовы воевать. Это плохое решение проблемы", - сказал президент РФ.
"Россия неизменно выступает за поиск мирных путей решения иракской проблемы, - отметил Путин. - Потенциал резолюции 1441 (СБ ООН) еще не исчерпан".
Президент России также сказал, что международные инспекторы должны "четко сформулировать предложения Ираку, и на их основе работать". "Такой подход разделяет также Франция, Германия, Китай и большинство членов Совета Безопасности", - сообщил Путин. Он также отметил, что, конечно, многое будет зависеть и от позиции самого Ирака.
Шредер, в свою очередь, подчеркнул высокий уровень общности в позициях России и Германии по иракскому вопросу. Канцлер ФРГ выразил надежду на то, что добрая воля восторжествует, и он надеется на мирное урегулирование проблемы. "Надежда умирает последней", - сказал Шредер.
Герхард Шредер отметил, что Германия неуклонно пытается достичь мирного разрешения иракского кризиса. "И в России, и в Германии мы знаем по горькому опыту нашей истории, что такое война. Возможно, это и объединяет нас в наших мирных усилиях", - сказал канцлер.
Путин поддержал Шредера и сказал, что даже те, кто выступает за жесткие методы решения иракской проблемы, публично говорят о предпочтительности мирных средств. "Я не слышал даже от американского президента, что он хочет вести войну", - сказал президент России.
Путин также сообщил, что в четверг по телефону обсудит иракскую проблему с президентом США Джорджем Бушем. "Американский президент тоже хочет достичь разоружения Ирака мирными средствами, - сказал Путин. - Американская сторона делает иракскую сторону более податливой к сотрудничеству с инспекторами ООН. Важно только не перейти определенную черту, где нет мирного решения проблемы".