Расовый признак в вопросе полицейского насилия по-прежнему остается доминирующим фактором. Темнокожие составляют лишь 6% населения Соединенных Штатов, однако 40% безоружных граждан, попавших под огонь стражей порядка, были афроамериканцами.
В большинстве случаев, когда полицейские стреляли по нарушителям, вооруженным пистолетом или макетом огнестрельного оружия, их целью оказывался белый. При этом трое из пяти убитых, которые не демонстрировали столь агрессивного поведения, были черными или смуглыми.
Вне зависимости от расы, большинство инцидентов, заканчивавшихся гибелью гражданского, начинались с погони - либо пешей, либо автомобильной - и заканчивались перестрелкой. В США сейчас активно обсуждается вопрос введения более жестких правил для полицейских касательно ситуаций, когда лучше избежать погони, чтобы не допустить необязательную перестрелку.
"Когда люди, нанятые для того, чтобы защищать, убивают человека, это неизбежно приводит к спорам: герой ли этот человек или преступник. Одна пуля может закончить жизнь, сломать карьеру, разжечь восстание и расовую вражду и даже повлиять на политику нации", - констатируют журналисты.
Полиция США в глазах общества начала становиться злом, о чем свидетельствуют многотысячные митинги против произвола правоохранителей. После случаев, когда жертвами стражей порядка становились безоружные подростки, поднимались целые восстания, как это произошло в Балтиморе. Тогда для усмирения демонстрантов в город пришлось вводить части Национальной гвардии.
Однако этот опыт учитывают не все. Так, на минувшей неделе премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил за пересмотр закона о применении оружия полицейскими. По его мнению, стражи порядка должны обладать возможностью стрелять на поражение, поскольку действующие нормы мешают им эффективно бороться с террористической угрозой. Сейчас практически любое нажатие на курок грозит правоохранителю судебными процессами.
В то же время лидер британских лейбористов Джереми Корбин, который известен своим негативным отношением к оружию в руках полицейских, считает, что инициатива Кэмерона нанесет непоправимый ущерб имиджу полиции.
Одним из поводов для обсуждения такой меры в Британии стал недавний случай в лондонской подземке. Тогда террорист с мачете чуть не отрубил голову одному человеку, нанес травмы еще нескольким, но полиция долгое время медлила, пытаясь уговорить преступника сдаться. Сторонники инициативы Кэмерона настаивают, что если бы стражи порядка обладали возможностью убивать на месте, ситуация бы разрешилась в считаные секунды.
В России сотрудникам ФСБ разрешат стрелять практически безнаказанно
Бурные споры в России вызвали поправки, расширяющие полномочия сотрудников Федеральной службы безопасности. Госдума 22 декабря приняла их буквально за 10 минут сразу во втором и третьем чтении без обсуждения. За проект закона выступили 343 депутата, двое проголосовали против, а один воздержался.
Новыми поправками оговаривается, что сотрудники ФСБ могут проникать в любые помещения для обеспечения общественной безопасности при массовых беспорядках, а также применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей в целях предотвращения терактов, освобождения заложников. Согласно поправкам, сотрудники ФСБ никого не обязаны предупреждать о том, что будут стрелять, если "промедление" с выстрелом создаст "угрозу жизни и здоровью" граждан, а также самого работника ФСБ.
В "состоянии самообороны" работникам спецслужбы теперь разрешат использовать "любые подручные средства", если в их распоряжении не окажется "необходимых спецсредств или огнестрельного оружия". Случаи и способы "применения оружия" предлагается зафиксировать в отдельной статье закона о ФСБ.
Правозащитники потребовали немедленно остановить принятие закона. По их словам, эта инициатива "нарушает фундаментальные права граждан на жизнь и здоровье". В предложенной редакции документа указано, что сотрудники ФСБ не несут ответственности за вред, причиненный их действиями. Это значит, что "пострадавшие будут лишены возможности обжаловать причиненный в данном случае вред в судебном порядке".
Кроме того, в законе говорится, что сотрудники ФСБ должны применять оружие, руководствуясь приказом начальства, но не уточняется, что делать, если это будет заведомо незаконный приказ. Кроме того, размытые формулировки о применении спецсредств для "пресечения преступления или административного правонарушения" дают большой простор для злоупотреблений, поскольку из них следует, что применить силу дозволяется в случае абсолютно любого инцидента, включая клевету или "словесное сопротивление" ФСБ.