Олли Хейнонен выразил удовлетворение объемом сделанной за три дня в Сирии работы, однако добавил, что сделано было далеко не все. В Сирии представитель МАГАТЭ провел ряд встреч с высокопоставленными сирийскими чиновниками, отвечающими за ядерную программу страны, а также с несколькими сирийскими генералами. Как известно, Сирия настаивает на том, что уничтоженное Израилем здание имело военное назначение, однако не было ядерным объектом.
Сирийские власти наложили строгий запрет на публикацию подробностей о посещении страны инспекторами МАГАТЭ. Информационное агентство АР сообщает, что руководство Сирии позволило группе из трех инспекторов посетить Аль-Кибар, где находился уничтоженный объект, и провести осмотр места инцидента.
В США надеются, что инспекторы ООН доставят убедительные свидетельства того факта, что Израиль уничтожил в сентябре прошлого года почти законченный реактор для производства плутония. Этот результат подтвердил бы выводы американской разведки и значительно улучшил бы позиции США. Кроме того, если ядерный характер объекта будет подтвержден, Сирия окажется под массивным давлением со стороны МАГАТЭ и международного сообщества, подобным тому, какому подвергаются Иран и Северная Корея.
Однако Олли Хейнонен отказался давать предварительные оценки: "Мы сделали все, что планировали сделать в ходе первой поездки. Мы продолжаем изучение, мы взяли необходимые образцы, и сейчас нам предстоит изучить эти образцы и документы, полученные нами в Сирии".
Отметим, что МАГАТЭ неоднократно давало понять, что многого ожидать от инспекции не стоит: Сирия в течение нескольких месяцев отказывалась позволить доступ инспекторов на территорию разбомбленного реактора.
Традиционный метод изучения объектов, подозреваемых как ядерные, в отношении Аль-Кибара недейственен: речь идет о взятии проб грунта и воды на следы радиации, поскольку, по данным разведки Израиля и США, ни один реактор на объекте в Аль-Кибар не был запущен.
Поэтому инспекторам пришлось прибегнуть к другим методам, таким, как поиск остаточных количеств графита, используемого в качестве охлаждающего элемента в ядерных реакторах, подобных тому, который, предположительно, был построен в Сирии с помощью северокорейских ученых. Для создания реактора используются сотни тонн графита, и взрыв неминуемо привел бы к появлению следов графита в районе реактора. Однако у Сирии было несколько месяцев на то, чтобы максимально уничтожить следы.