В Туркмении же эти люди, успевшие за несколько дней объявить об объединении оппозиции и даже выставить единого кандидата в президенты, объявлены преступниками и находятся в розыске. Их приезд в Киев, критические выступления в прессе и на телевидении в адрес туркменских властей, громкие обещания расценены Ашхабадом как недружественные действия Украины в отношении Туркмении. Более того - как угроза туркменской государственности.
Власти Туркмении в посланной Киеву ноте недвусмысленно дали понять, что могут пересмотреть свое отношение к Украине. Действия Киева, приютившего недоброжелателей туркменского режима, Ашхабад воспринял столь болезненно, что готов пересмотреть условия поставок, а то и вовсе прекратить энергетическое сотрудничество. Туркмения может себе такое позволить, так как крупнейшие страны Запада, имеющие в этой стране немалые интересы, как подсказывает опыт, могут поставить их выше всего остального и ограничиться формальными замечаниями, отмечает издание.
Президент Украины Виктор Ющенко на жесткую ноту протеста отреагировал так, как мог: он уволил посла в Австрии Владимира Ельченко, выдавшего въездные визы туркменским оппозиционерам, и потребовал от премьер-министра Виктора Януковича принять те же меры в отношении министра транспорта Николая Рудьковского, от которого пришло приглашение туркменским оппозиционерам.
Ющенко просчитался, уволив посла в Австрии
Как полагают эксперты, эти меры были предприняты украинским президентом для того, чтобы хоть как-то сгладить разгорающийся скандал. Вероятно, учитывалась и возможность получения значимых дивидендов от сотрудничества с новыми властями Туркмении. Но если это действительно так, то Виктор Ющенко серьезно просчитался.
В развитых демократических странах увольнение президентом посла после окрика из-за границы могло стоить кресла самому главе государства. Еще большей слабостью выглядит увольнение посла только потому, что президент вправе сделать это, не советуясь ни с премьером, ни с парламентом.
Но куда правдоподобнее выглядит банальная история. Приглашая в Киев оппозиционера Оразова, министр Рудьковский не предполагал ни вероятности, ни масштабов последовавшего скандала.