"Руководство Грузии однозначно заявило, что вопрос Абхазии и Южной Осетии не решен и оно будет его решать. Как будет решать, мы понимаем однозначно - только насильственными методами, силой. Уже на сегодняшний день мы располагаем данными, где конкретно концентрируются войска в направлении Кодорского ущелья, то есть работа с их стороны проводится", - цитирует Зайцева РИА "Новости".
Он отказался назвать местонахождение, количественный и качественный состав войск. "Озвучивать не буду, поскольку это агентурные данные, полученные только сегодня разведкой", - отметил собеседник агентства.
По словам заместителя министра обороны, дополнительные войска в Кодорское ущелье в ближайшее время вводится не будут, но армия Абхазии готова отразить атаки со стороны противника.
"Вооруженные силы для того и предназначены, чтобы отражать агрессию войск противника. Мы армия не захватническая, готовимся, сейчас никого дополнительного усиления не будет, все идет по нашему плану", - пояснил Зайцев.
Он добавил, что в настоящее время в Кодорском ущелье продолжают работу саперы. "Сегодня был разминирован еще один дом мирных жителей, который был заминирован грузинами при отходе, то есть далеко не все еще обследовано", - отметил собеседник агентства.
Саакашвили: Россия готовила вооруженную интервенцию в Грузии еще с 2007 года
Параллельно своей оценкой происходящего в августе на Кавказе делится грузинский президент Михаил Саакашвили. В понедельник стал доступен текст его выступления перед членами бюро парламента, которое транслировалось в эфире грузинских телеканалов. Саакашвили заявил, что Россия предприняла ряд мер перед тем, как вторгнуться в Грузию. Полный текст выступления президента публикует издание "Грузия Online".
"Во-первых Россия вышла из ДОВСЕ, который ограничивал количество бронетехники на Закавказье. Об этом она начала говорить в прошлом году и в том же году вышла из договора практически", - подчеркнул Саакашвили. По его словам, после этого Россия ввела в регионе 3000 единиц бронетехники.
"То, что 3 000 танков России не были нужны в Чечне в 2007 году - было ясно как день. Еще тогда я говорил западным партнерам, что концентрация российской бронетехники у грузинских границ – сигнал того, что что-то готовится", - отметил Саакашвили.
Президент напомнил, что за последние месяцы руководство России установило прямые контакты с Сухуми и Цхинвали и восстановили участок железной дороге. По его словам, железная дорога в существующей ситуации там не имеет гражданской функции, единственная функция, которую она может иметь – переброска бронетехники".
Также он считает, что были все признаки готовящейся российской атаки на Абхазию – "десантные отряды встали в Ткварчели и были заняты, в основном, разведкой …и подготовкой атаки в Кодори".
"Мы знали, что в Абхазии очень большая концентрация… Мы знали, что в Северной Осетии большая концентрация сил…. Они это и не скрывали, они провели учения и сказали, что это учения по сценарию операции по принуждению мира в Грузии. Они это открыто говорили….для того, чтобы проверить, как отреагирует мир…", - сказал Саакашвили, подчеркнув, что международное сообщество своевременно не среагировало на тревожные сигналы.
Грузия пыталась предотвратить войну
Президент Грузии подчеркнул, что "пытался договориться с русскими. Я не озвучивал этого, но сейчас говорю об этом. Я написал письмо президенту России, в котором попросил договориться. Я сказал, может договоримся так – до реки Кодори, где не живут люди, на первый этап введем наших беженцев, вы переведете своих миротворцев на реку Кодори и мы готовы подписать новое соглашение, которым будет защищена территориальная целостность Грузии, и у нас будет какого-то вида договор и с вами, и ваши интересы также будут учтены".
Между тем, считает президент, "если бы Россия желала договориться и предотвратить войну, лучше предложения они не получили бы. Этим они защитили бы реально свои экономические интересы, произвели бы свою легализацию в международных правовых рамках, только с нашего разрешения".
Но из МИДа России, по словам Саакашвили, грузинские власти получили ответ "разговоры о возвращении беженцев в Абхазию на данном этапе преждевременны".
У России явно был план, считает президент Грузии, и она действовала в точном соответствии с ним. "Они провели маневры "по принуждению к миру Грузии". Об этом они заявляли во всеуслышание, но никто ничего не сказал. Их (Россию) интересовало, последует ли реакция на тот или иной шаг со стороны НАТО? Будет ли угрожать вводом войск? Направит ли корабли и самолеты? В принципе, реакция была нулевой. Об этом я беседовал с западными лидерами. Когда я говорил им, что русские могут нас подвергнуть бомбардировке, они думали, что я это преувеличивал", подчеркнул Саакашвили.
По его словам, грузинские военные "также готовились к отражению нападения на абхазском участке". По данным президента, "за несколько дней до 7 августа начался призыв казаков на Северном Кавказе именно по направлению Южной Осетии. Призвали и летчиков из запаса. У них значительно больше самолетов, чем пилотов".
7 августа, рассказал Саакашвили, он собирался отправиться на олимпиаду. "Сначала я летел в 12 часов, потом перенес на 7 часов (вечера). Без двадцати семь, когда начальник моего протокола сказал мне, если не собираемся отправляться, мы должны сказать, так как в Китае не посадку самолетов была очередь. Я решил остаться. К Цхинвали мы выдвинули лишь одну бригаду, позже, еще одну. Основные наши силы были у нас на Западе. Мы оставили бригаду в Сенаки, и не вызывали бригаду из Ирака. И раньше, когда ситуация накалялась, мы приводили близлежащие бригады в готовность, но я все равно до конца верил, что Россия не пойдет на такую большую провокацию. Несмотря на то, что по нам стреляли из 120 мм. пушек", подчеркнул грузинский лидер.