Кремленологи восприняли запрет поставок в Иран как инициативу самого Медведева. Однако, по мнению эксперта, "Россию переубедили два фактора - желание получить новые уступки от США и ухудшение российско-иранских отношений", цитирует InoPressa.
Как пояснили источники в администрации США, Белый дом четко заявил Медведеву и другим российским представителям, что поставки Ирану С-300 - это запретная черта, которую не следует пересекать. Данный вопрос поднимался на всех российско-американских встречах на высшем уровне, его также поднимали представители Израиля при встречах с российскими.
При этом высокопоставленный источник в администрации США подчеркнул, что администрация Обамы не просит Россию об одолжениях и не оказывает ответные услуги. "Идея в том, - пишет Рогин, - чтобы сделать для России отношения с США более ценными, чем российско-иранские отношения, и обе страны должны руководствоваться собственными интересами".
"Администрация Обамы отвергла метод увязки жестов США с соответствующими жестами России, - говорится в статье. - Она полагает, что углубление сотрудничества с Россией породит благотворные побочные эффекты в ряде сфер, и прогресс будет постепенным".
Между тем Дэвид Крамер, в прошлом замгоссекретаря в администрации Буша, на страницах Washington Post заявил, что, пока администрация Обамы восхваляет перезагрузку, говорить правду о России вряд ли будут.
В указе Медведева об С-300 говорится, что Россия в любой момент может дезавуировать запрет, пишет Рогин. По его мнению, Белому дому придется вновь и вновь делать Москве уступки, если Вашингтон хочет, чтобы перезагрузка прогрессировала.
Напомним, контракт по поставкам Ирану комплексов противовоздушной обороны С-300 был подписан еще в конце 2007 года. Россия, по условиям сделки, должна была поставить Ирану пять дивизионов зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300ПМУ-1 на общую сумму около 800 миллионов долларов.
Однако с тех пор ракеты в Исламскую Республику так и не были поставлены. Активное сопротивление этому оказывали США и Израиль, поскольку, по их мнению, это могло нарушить баланс сил в регионе.
В странах Запада и в Израиле опасаются, что с помощью российских С-300 иранцы будут защищать свои ядерные объекты от возможного авиаудара. СМИ отмечали ранее, что России было политически невыгодно осуществлять поставки С-300, когда Иран по-прежнему не идет навстречу предложениям международного сообщества по урегулированию иранской ядерной программы.
В октябре прошлого года российские СМИ писали, что Россия заморозила контракт на поставки С-300 в Иран, чтобы не злить западных партнеров. Российская сторона отговаривалась "техническими затруднениями".
В то же время сначала представители российских властей отмечали, что резолюция не помешает реализации контракта по С-300, так как системы противовоздушной обороны, к которым относится этот ракетный комплекс, в перечне ООН не упоминаются. Однако уже через неделю после вступления в силу новых санкций российское руководство вынуждено было признать, что резолюция ООН все же запрещает поставку ЗРС С-300.
9 июня 2010 года Совбезом ООН был введен новый пакет санкций против Ирана. Это было связано с угрозой для мира ядерной программы Исламской Республики. В пояснительной записке к резолюции 1929 говорилось о запрете продажи или передачи Ирану шести видов тяжелых вооружений: танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов и кораблей. Кроме того, в перечень запрещенного к продаже вооружения вошли штурмовые вертолеты и ракеты.
Россия долгое время выступала против ужесточения режима санкций, настаивая на поиске компромисса с Тегераном. Однако терпение Москвы лопнуло после того, как президент Махмуд Ахмади Нежад 11 февраля объявил о том, что Иран приступил к обогащению урана до 20 процентов, не дожидаясь завершения переговоров с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), напоминает в пятницу "Российская газета".
22 сентября президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года". Указом, в частности, запрещается транзитное перемещение через территорию России (в том числе воздушным транспортом), вывоз с территории России в Иран, а также передача Ирану вне пределов России с использованием морских и воздушных судов под государственным флагом РФ любых боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра. Запрещается передача боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем, как они определяются для целей Регистра обычных вооружений ООН, зенитных ракетных систем С-300 либо материальных средств, связанных со всем перечисленным, включая запасные части.
Вашингтон горячо одобрил это решение Москвы. По мнению США, россияне "добросовестно выполняют резолюцию 1929 Совбеза ООН". Приветствовал этот шаг и Израиль.
"Похоже, Кремль пошел на тщательно взвешенный компромисс, решив в прошлом месяце завершить долгое строительство АЭС в Бушере на юге Ирана в качестве дружественного жеста Тегерану, но при этом решившись отозвать ракетное соглашение", - пишет американское издание The Christian Science Monitor, на которое ссылается InoPressa.
В Тегеране же требуют, чтобы Россия выполнила подписанный в 2007 году контракт на поставки С-300.
Обзор наиболее интересных статей российской прессы на эту тему предлагает портал "Заголовки.ru".
Между тем ранее в Тегеране заявили, что страна не нуждается в тех видах вооружений, которые подпадают под запрет. В начале августа иранские СМИ сообщили, что Исламская республика уже получила в обход России четыре установки этого комплекса российского производства - две от Белоруссии и еще две от неназванного третьего государства.
Кроме того министр обороны Ирана Ахмед Вахиди заявил в интервью журналистам, что на фоне существующей проблемы закупки комплексов С-300 у России Тегеран планирует производить подобного типа ракеты самостоятельно.
Накануне иранский министр заявил, что в Исламской Республике запускается производство зенитно-ракетных комплексов, по характеристикам аналогичных российским боевым системам С-300, пишет "Коммерсант".
Кроме того, как считают эксперты, Иран в ответ может предъявить России иск за невыполнение контракта. По сложившейся практике такая сумма может составлять порядка 10% от общей суммы сделки. Таким образом, речь может идти о 80 млн долларов.