Обнаруженные спустя 70 лет после окончания Гражданской войны аппараты оказались в отличном состоянии. В начале войны, осенью 1936 года, первые 10 аппаратов были доставлены в штаб Франциско Франко из дружественной Германии для организации координации его армий, сражавшихся на удаленных друг от друга фронтах. Франко нуждался в существенной модернизации средств связи между генералами, поскольку в самом начале войны противоборствующие стороны пользовались одинаковыми шифрами. Машины оказались надежным орудием националистов – их республиканским противникам так и не удалось расшифровать код. Те же машины использовались Адольфом Гитлером во время Второй мировой войны, пока шифр не был разгадан криптологами в Блетчли-Парк в Оксфордшире.
Стоит отметить, что поддержка нацистской Германии была не вполне полноценной. Обнаруженные в мадридском тайнике машины "Энигма" были изобретены в 1920 году и предназначались для шифрования коммерческой информации, а их более эффективная и засекреченная военная версия, которую немецкая армия применяла во время войны, предназначалась только для Вермахта.
Профессор журналистики Мадридского университета Рафаэль Морено Изкьеридо выразил мнение, что Гитлер просто не доверял испанцам полностью и осознавал опасность возможного попадания этих машин в руки британцев или русских. Однако и более примитивная модель, чем у немцев, все-таки сослужила франкистам хорошую службу.
В докладе 1936 года Антонио Сармьенто, отвечающий за обучение операторов в штабе Франко в Саламанке, отметил: "Чтобы дать представление о надежности этих машин, достаточно сказать, что число возможных комбинаций было впечатляющим – 1 252 962 387 456".
Утверждали, что Франко брал "Энигму" с собой на фронт. Впечатленный ее работой, он приобрел до 50 экземпляров, и некоторые из них использовались вплоть до 1950-х годов. Отдельные экспонаты до сих пор хранятся в испанских военных музеях.
При этом Денис Смит, профессор Университета Торонто, эксперт по разведывательным операциям Второй мировой войны, заявил, что британский расшифровщик Альфред Нокс взломал код аппарата генерала Франко еще в 1937 году, однако полученная информация не была передана республиканцам.