Хиллари Клинтон, 23 января 2013 года
Global Look Press
Хиллари Клинтон, уходящая с поста госсекретаря США, напоследок отчиталась перед Конгрессом за события 11 сентября 2012 года, когда на американское посольство в Ливии было совершено нападение и погибли четыре работника дипмиссии. Глава внешнеполитического ведомства призналась, что случившееся - тяжелая трагедия для нее самой, но все же на главный вопрос отвечать не стала.

Ответственность за события в Бенгази комиссия по расследованию инцидента уже возложила на Госдеп, подчеркнув, что имели место систематические ошибки и просчеты ведомства. "Никто не хочет видеть себя на моем месте и думать, что могло бы, должно бы произойти и, вероятно, произойдет", - цитирует выступление Клинтон перед Конгрессом US News.

Однако главный вопрос к главе Госдепа был не о том, почему атаку на посольство не предотвратили, а было ли это буйство демонстрантов или же спланированный теракт. Напомним, что представитель США при ООН Сюзан Райс сначала заявляла, что манифестации протеста против фильма "Невинность мусульман" стихийно переросли в нападение на американское учреждение. Потом Райс признала, что была введена в заблуждение несвоевременным докладом спецслужб, но эта ошибка стоила ей продвижения по службе.

Сенаторы решили напрямую спросить у Клинтон, что же происходило 11 сентября и как первоначальная версия могла так серьезно отличаться от окончательной. "Со всем уважением, но фактом остается то, что погибли четыре американца. Было ли это из-за манифестаций или из-за того, что кто-то вышел ночью погулять и решил убить американцев? Да какая разница?" - возмутилась вопросу госсекретарь.

После этого она добавила, почти крича и стуча кулаком по столу: "Наша работа - понять, что произошло, и сделать все, чтобы не допустить такого еще раз, уважаемый сенатор!" О количестве погибших Клинтон упоминала не раз, в особенности, когда ее спросили, почему не сразу начали опрашивать свидетелей, она пояснила, что важнее было оказывать помощь пострадавшим.

Впрочем, это был не единственный момент, когда Хиллари Клинтон теряла самообладание, отмечает Reuters. "Для меня это не просто политика, это личное. Я стояла рядом с президентом Обамой, когда морские пехотинцы несли обернутые во флаги гробы с самолета... Я обнимала матерей и отцов, сестер и братьев, сыновей и дочерей, и жен, которые в одиночестве будут растить детей", - рассказала госсекретарь дрожащим от слез голосом. Клинтон упомянула опасные условия, в которых работают американцы по всему миру, и отметила: "Мы верим, что США - самая значительная сила, которая способна поддерживать мир и привести человечество к невиданному прогрессу". После этого госсекретарь сделала паузу и смахнула слезу.

Впрочем, некоторых законодателей эмоциональность госсекретаря не растрогала. "Если бы я был президентом в тот момент, я бы вас уволил", - приводит слова сенатора-республиканца Рэнда Пола The Washigton Post. Впрочем, Хиллари Клинтон и сама ранее заявляла, что именно она должна нести ответственность за произошедшее.

Нападение на здание консульства США в ливийском городе Бенгази произошло 11 сентября 2012 года - в годовщину терактов в Нью-Йорке. В результате нападения вооруженной группы людей там погибли посол Кристофер Стивенс и еще трое американцев. Изначально считалось, что поводом для нападения послужила скандальная кинокартина "Невинность мусульман".

Согласно результатам проведенного расследования, меры, принятые для обеспечения безопасности дипмиссии в Бенгази, были признаны "явно недостаточными" как для Ливии в целом, так и для защиты во время сентябрьской атаки.

Клинтон выступала перед конгрессменами больше пяти часов, пытаясь отстоять позицию, что руководство страны не имело никакого намерения вводить в заблуждение американцев по поводу событий в Бенгази, отмечает AP.

Адресная критика высказывается в отношении двух ведомств Госдепа - Бюро по дипломатической безопасности и Бюро по делам Ближнего Востока. По мнению членов комиссии, они продемонстрировали недостаточно тесное сотрудничество, последствием чего стали весьма спутанные действия по организации защиты дипмиссии. Расчет на помощь вооруженных, но "плохо квалифицированных" местных стражей правопорядка, был также "неуместным", говорится в докладе.

Впрочем, несмотря на такую абстрактную критику, в докладе нет указаний каких-либо конкретных имен чиновников, ответственных за трагедию. Несмотря на "отсутствие оперативности" среди определенных служб Госдепа, комиссия отмечает, что не нашла "достаточных оснований" для обвинения конкретных лиц в "совершении проступка или умышленном игнорировании" своих обязанностей. По результатам расследования несколько чиновников из руководства Госдепа ушли в отставку.