В Прибалтике внешняя граница ЕС с Россией до сих пор не урегулирована договором. Сейчас Латвия предпринимает новую попытку покончить с этим законодательным пробелом. Парламент в Риге собирается уполномочить правительство на подписание с Москвой договора о границах.
Предложение латвийского комитета по внешней политике вызвало в России положительную реакцию. По словам посла Москвы в Латвии Виктора Калюжного, "уже в феврале" договор может быть подписан. Однако, как пишет Frankfurter Rundschau, дипломат торопит события: российско-прибалтийские переговоры о границах всегда оказывались гораздо более сложными, чем можно было надеяться. (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Когда Советский Союз аннексировал прибалтийские государства, он несколько изменил линию границы, передав некоторые территории Российской республике. Когда в 1991 году прибалты вышли из СССР, то государственные границы уже не совпадали с теми, которые были определены в 1920 году мирными договорами, заключенными с советской Россией. Хотя возврата утраченных территорий требовала только горстка радикальных националистов, с точки зрения закона вопрос оставался открытым.
В 1997 году Москва и Рига пришли к соглашению по тексту, который фиксировал существующие границы. Однако российская Дума так и не ратифицировала этот договор. В качестве официального обоснования говорилось, что сначала необходимо улучшить положение русскоязычного меньшинства в Латвии. За этим скрывалась надежда, что неурегулированный вопрос о границах не даст осуществиться прибалтийским амбициям по вступлению в ЕС и НАТО. Москва даже денонсировала уже подписанный министрами иностранных дел эстонско-российский договор о границах. Таллин якобы не соблюдал договор. Вопрос о границах урегулирован только с литовцами – граница между российским калининградским анклавом и Литвой определена договором о границах 1997 года.
Прибалты, несмотря на сопротивление Москвы, стали членами ЕС и НАТО, и проблема границ потребовала решения. Москва предлагала подписать договоры во время празднования Дня Победы в мае 2005 года. Однако для прибалтов эта дата связана с началом советской оккупации. Президенты Литвы и Эстонии бойкотировали торжественное мероприятие, а президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга хотя и приехала в Москву, но всячески подчеркивала отличие прибалтийской точки зрения на историю от российской. Российский президент Владимир Путин был возмущен.
Когда парламент Латвии предварил проект договора о границах преамбулой, в которой имелась ссылка на соглашение 1920 года, у Москвы появился предлог, чтобы отказаться от его подписания: здесь ссылка на прежний мирный договор была интерпретирована как претензия на Пыталовский район (по-латышски – Абрене), который по договору 1920 года отошел к Латвии. "Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши", - выразил президент Путин свою позицию по данному вопросу.
Рига уверяла, что она не собирается предъявлять никаких территориальных претензий. Ссылка на договор 1920 года важна по причине "исторической преемственности". Латвия возникла в 1991 году не как новое государство, а как продолжение республики, незаконно аннексированной в 1940 году, – таковы были доводы Риги. Теперь латвийское правительство полагает, что ему удалось найти более элегантное решение. Россия признала декларацию Латвии о независимости от 21 августа 1991 года, говорит премьер-министр Айгарс Калвитис. Тем самым историческая преемственность подчеркнута, этого достаточно. Поэтому законом, в котором содержится ссылка на эту декларацию, правительство должно быть уполномочено заключить договор о границах без каких-либо дальнейших заявлений и требований.
В латвийском парламенте еще предстоят горячие споры с правым крылом. Для президента Вике-Фрейберги, которая все время настаивала на решении проблемы, это было бы достойным завершением ее политической карьеры: срок ее президентских полномочий истекает в июне.