Так что, если в США произойдет новый теракт, можно спорить на последний доллар, что немедленно зазвучат заявления о причастности Ирана, разжигающие в обществе истерию в поддержку военной операции, пишет в своей статье в газете Los Angeles Times (полный текст на сайте Inopressa.ru) бывший советник по национальной безопасности в администрации президента Картера, Збигнев Бжезинский.
Но есть четыре довода против превентивной бомбардировки иранских ядерных объектов, продолжает Бжезинский. Во-первых, в отсутствие непосредственной угрозы (а иранцам нужно как минимум несколько лет для создания ядерного арсенала) атака будет односторонней войной. Атака, предпринятая без официального объявления войны конгрессом США, будет неконституционной, дающей основания для импичмента президента. Атака, не санкционированная Советом Безопасности ООН, предпринятая только Соединенными Штатами или США совместно с Израилем, сделает ее исполнителей преступниками с точки зрения международного права.
Во-вторых, вероятная реакция Ирана усугубит грядущие проблемы США в Ираке и Афганистане, возможно, спровоцирует новое насилие "Хизбаллах" в Ливане и, может быть, в других странах, и с большой вероятностью втянет США в региональное насилие как минимум на десятилетие. Иран – страна с 70-миллионным населением, и на фоне конфликта с ней проблемы в Ираке покажутся пустяками.
В-третьих, резко вырастут цены на нефть, особенно если иранцы сократят свое производство или попытаются сорвать поставки нефти с соседних саудовских месторождений. Это серьезно скажется на мировой экономике, и виноваты в этом будут США. Заметим, что цены уже превысили 70 долларов за баррель, отчасти из-за страхов перед американо-иранским конфликтом.
Наконец, в преддверии атаки США станут еще более вероятной мишенью для террористов, одновременно укрепив в мире подозрения, что американская поддержка Израиля сама по себе является основной причиной исламского терроризма. Изоляция США усилится, и, как следствие, Америка станет уязвимее, а перспектива регионального примирения между Израилем и его соседями еще более отдалится. Иными словами, атака на Иран будет проявлением политического безрассудства и даст толчок нарастанию хаоса на мировой арене. США станут объектом всеобщей враждебности, и эпоху американского превосходства может постичь преждевременная кончина. Хотя в настоящее время мировое господство США очевидно, у Соединенных Штатов нет ни сил, ни желания навязывать свою волю перед лицом длительного и дорогостоящего сопротивления. Это урок, извлеченный из опыта Вьетнама и Ирака.
Даже если США не планируют военный удар по Ирану, постоянные намеки, что "военный вариант не исключен", препятствуют переговорам, которые призваны сделать этот вариант ненужным. Подобные угрозы могут объединить иранских националистов и шиитских фундаменталистов, поскольку большинство иранцев гордится своей ядерной программой.
США уже выделяют средства на дестабилизацию иранского режима и, по слухам, посылают в Иран группы спецназа подстрекать этнические меньшинства с целью расчленить иранское государство (во имя демократизации!). Очевидно, что в администрации Буша есть люди, не желающие дипломатического урегулирования, подстрекаемые извне сторонниками военной операции и полосными публикациями на правах рекламы об иранской угрозе.
Есть парадокс в ситуации, когда возмутительные заявления иранского президента Махмуда Ахмади Нежада (полномочий у которого гораздо меньше, чем предполагает название его должности) становятся оправданием угроз со стороны представителей администрации, в свою очередь, оправдывающих бескомпромиссность Ахмади Нежада, обеспечивая в Иране поддержку как ему, так и ядерной программе.
Так что администрации пора протрезветь и мыслить стратегически, имея в виду историческую перспективу и США, заключает Бжезинский.