На прошедшей накануне в Москве встрече представителей пяти стран по иранской проблеме США не удалось добиться поддержки введения санкций, после чего президент США Джордж Буш заявил, что не исключает военной операции в Иране
AP Photo
На прошедшей накануне в Москве встрече представителей пяти стран по иранской проблеме США не удалось добиться поддержки введения санкций, после чего президент США Джордж Буш заявил, что не исключает военной операции в Иране, включая нанесение ядерного удара.

В беседе с американскими журналистами президент отказался исключить ядерный удар: все средства хороши, чтобы не допустить создания Ираном ядерного оружия. Буша спрашивали о предстоящих переговорах с китайским президентом Ху Цзиньтао. Пекин, как и Москва, выступает против введения санкций, и президенту затем задали вопрос, какие варианты он рассматривает в отношении Ирана, и входит ли в них удар с применением ядерного оружия, сообщает АР. "Все возможные, - ответил президент. - Однако мы хотим решить этот вопрос дипломатическим путем и упорно над этим работаем".

- Администрация Буша не поддержала призывы к прямым переговорам с Ираном
-
Ху Цзиньтао подарит Бушу трактат об искусстве ведения войны
- Международное энергетическое агентство оценит Иран
- Политика бомбардировок - исторический экскурс

Буш сделал это заявление после того, как президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад выступил с речью, в которой пообещал "отрубить руку агрессору", если его страна подвергнется нападению, напоминает ВВС.

Со схожим по духу высказыванием выступил в газете The Jerusalem Post американский сенатор Джо Либерман, член военного комитета сената. Он заявил, что США могут решиться на масштабный удар по Ирану, когда поймут, что остановить программу уже невозможно, и единственной действенной мерой будет удар по научным предприятиям, который отбросит Иран назад по этому пути. "Я думаю, единственный приемлемый путь применения военной силы - попытка сдержать развитие их ядерной программы, если мы почувствуем, что других возможностей для этого нет", - сказал сенатор.

Джордж Буш призвал страны, "осознающие угрозу получения Ираном ядерного оружия", действовать сообща. Он добавил, что США работают в тесном сотрудничестве с Великобританией, Францией и Германией.

Между тем переговоры об иранском атоме в Москве, в которых принимали участие представители пяти стран-постоянных членов Совета Безопасности ООН (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция), а также Германия, окончились без существенных результатов.

Госдеп: согласия не достигнуто. МИД РФ: ничего не решили

На состоявшейся в Москве встрече высокопоставленных представителей пяти постоянных членов Совета безопасности ООН и Германии, посвященной иранской атомной программе, не достигнуто согласие, объявил государственный департамент США.

В Москве заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Николас Бернс заявил Associated Press, что дипломаты пяти стран, являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН, и Германия признали "необходимость жесткой реакции на грубое нарушение Ираном своих международных обязательств". Но он сказал, что переговоры о возможности санкций против Тегерана не привели к соглашению. Бернс добавил, что США ждут от Совета Безопасности действий, если Иран не прекратит обогащение урана в установленный срок, до 28 апреля, сообщает International Herald Tribune. (Полный текст на сайте InoPressa.Ru.)

Американский дипломат также сообщил, что участники московской встречи согласились с тем, что "Иран пересек черту, установленную международным сообществом" в связи с иранской атомной программой. Кроме того, они договорились о необходимости "найти дипломатические рычаги", с помощью которых можно было бы заставить Тегеран "выполнять свои международные обязательства".

Встреча проходила за закрытыми дверьми и продлилась 3 часа.

Сам Николас Бернс сообщил АР, что участники встречи признали необходимость решительного ответа Ирану, однако не договорились о каких бы то ни было дальнейших шагах.

Позже в среду и глава российского МИД Сергей Лавров подтвердил, что никаких решений на прошедшей накануне встрече представителей России, США, Китая и "евротройки" принято не было. Днем в среду МИД сообщил, что участники московской встречи по ядерной программе Ирана "условились продолжить консультации после представления доклада генерального директора МАГАТЭ, испрошенного в заявлении председателя СБ ООН".

Администрация Буша не поддержала призывы к прямым переговорам с Ираном

Администрация Джорджа Буша не поддержала призывы известных американских политиков о прямых переговорах между США и Ираном, в том числе по ядерной проблеме. "На данный момент иранский режим должен выполнить предъявленные ему международным сообществом условия, чтобы попытаться восстановить доверие, которое на самом деле размыто до нуля", - заявил во вторник официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак.

При этом он подчеркнул, что, несмотря на отсутствие дипломатических отношений между Вашингтоном и Тегераном, между США и Ираном существуют "каналы связи", в частности через Швейцарию, а также через "постоянную пятерку" стран-членов СБ ООН. "Если иранский режим хочет что-то нам сообщить, недостатка в каналах нет", - подчеркнул Маккормак.

В минувшее воскресенье призыв начать прямые переговоры с Ираном по ядерной и другим проблемам поддержал председатель сенатского комитета по иностранным делам сенатор-республиканец Ричард Лугар. "Я считаю, что они (прямые переговоры с Ираном) были бы полезными", - заявил Лугар в эфире телекомпании ABC. С ним согласился член сенатского комитета по делам вооруженных сил сенатор-демократ Эван Бай: "Я не думаю, что можно что-либо потерять, начав с ними (иранцами) диалог".

На минувшей неделе с призывом о прямых переговорах между США и Ираном в газете The Financial Times выступил бывший первый заместитель госсекретаря США в первой администрации Буша Ричард Армитидж.

Ху Цзиньтао подарит Бушу трактат об искусстве ведения войны

Председатель КНР Ху Цзиньтао собирается научить президента США Джорджа Буша древнему китайскому искусству ведения военных действий. Среди подарков, которые китайский лидер приготовил для американского президента, есть шелковая копия классического китайского трактата "Искусство войны", сообщает в среду гонконгская газета South China Morning Post.

Переговоры Ху Цзиньтао и Джорджа Буша пройдут в Вашингтоне в четверг, 20 апреля.

Трактат "Искусство войны" был написан китайским мыслителем Суньцзы (Сунь У) в V-VI веках до нашей эры и до сих пор остается одним из самых авторитетных китайских текстов по военной теории, сообщает РИА "Новости". Он является обязательным для изучения в военных академиях КНР и некоторых других азиатских стран.

В трактате неоднократно подчеркивается необходимость самоконтроля для полководца и призывы избегать спешки и любых необдуманных действий. Суньцзы также указывает, что лучше всего обойтись в решении важных вопросов вообще без военных действий.

Международное энергетическое агентство оценит Иран

В конце месяца Международное энергетическое агентство (IAEA) выпустит свой отчет по Ирану, в котором оценит, насколько Иран следует инструкциям ООН по предотвращению деятельности по обогащению урана. Учитывая, что недавно Иран торжественно объявил себя ядерной державой, главный вывод агентства очевиден, и он даст дополнительные аргументы американским "ястребам" - сторонникам силовых мер.

IAEA выступает советником по нефтяным вопросам для пары десятков государств, и заинтересовалось иранской проблемой, так как именно из-за этого цены на нефть накануне достигли исторического рекорда в 72,64 доллара за баррель.

Варианты удара по Ирану с новой силой стали активно обсуждаться с начала апреля, когда в журнале New Yorker появилась информация о том, что планы активно прорабатываются в Пентагоне. Позже они были опровергнуты.

Политика бомбардировок - исторический экскурс

Пресс-секретари Белого дома опровергают сообщения прессы о том, что Пентагон ускорил планирование бомбардировок Ирана. "Хотелось бы верить, что администрация Буша не собирается начинать новую войну, потому что конфликт с Ираном нанес бы больший ущерб интересам США, чем нынешняя война в Ираке. Краткий исторический обзор объяснит, почему", - пишут на страницах International Herald Tribune американские эксперты.

Исторический экскурс подготовили Ричард Кларк - бывший координатор по проблемам национальной безопасности и противодействия терроризму - и Стивен Саймон - бывший глава управления по вопросам борьбы с терроризмом Совета национальной безопасности США

"Статьи Сеймура Херша и других журналистов дают основания полагать, что США думают о бомбардировке десятка ядерных объектов в Иране. - указывают они. - Будут также нанесены удары по авиабазам, радарным станциям и наземным ракетам, чтобы подавить противовоздушную оборону. Базы флота и прибрежные ракетные установки будут бомбить, чтобы предотвратить ответный удар Ирана по американским кораблям и судоходству в Персидском заливе". (Полный текст на сайте InoPressa.Ru.)

Эти соображения нам знакомы, так как мы сталкивались с похожей ситуацией, работая в Совете национальной безопасности в середине 1990-х годов. Недовольство США Ираном росло, и в начале 1996 года спикер палаты представителей Ньют Гингрич публично призвал к свержению иранского правительства. Он и ЦРУ подготовили пакет соответствующих мер стоимостью 18 млн долларов.

Законодательное собрание Ирана ответило инициативой стоимостью 20 млн долларов, направленной на противодействие их спецслужб американскому влиянию в регионе. Иранские агенты начали слежку за американскими посольствами и другими объектами по всему миру. В июне 1996 года диверсионное подразделение Исламской революционной гвардии Ирана "Кодс" организовало взрыв жилого дома американских ВВС в Хобаре, Саудовская Аравия, убив 19 американцев.

В это время администрация Клинтона и Пентагон обсуждали бомбардировки. Но после долгих дебатов военное руководство не смогло найти вариант, который привел бы к благоприятным для США результатам.

Хотя весь спектр предпринятых Америкой действий остается секретным, из опубликованных докладов можно сделать вывод, что США ответили правительству Ирана серьезной угрозой и осуществили глобальную операцию, которая парализовала иранскую разведку. Иранский терроризм против Америки прекратился.

"По существу, обе стороны рассмотрели возможность конфликта и решили от него воздержаться. - делают вывод авторы. - Избрание реформатора Мохаммада Хатами президентом Ирана в 1997 году дало Вашингтону и Тегерану необходимое прикрытие для отхода от пропасти".

Сегодня, как и в середине 1990-х годов, американская бомбардировка станет лишь началом эскалации. У Ирана есть три варианта ответа.

Во-первых, он может атаковать нефтяные объекты и танкеры в Персидском заливе, как делал в середине 1980-х годов.

Во-вторых, и это вероятнее, он может использовать свою террористическую сеть для нанесения ударов по американским мишеням во всем мире, включая территорию США. В распоряжении Ирана имеются силы, значительно превосходящие возможности "Аль-Каиды".

В-третьих, Иран может значительно осложнить для Америки положение в Ираке. Шиитские муллы в Ираке могут развернуть смертоносную кампанию против американских и британских войск. Есть все основания полагать, что Иран спланировал и подготовил ответный удар такого рода.

После иранского удара президент Буш, вероятнее всего, отдаст приказ о более интенсивных бомбардировках. Удар по невоенным правительственным мишеням в Иране будет нанесен в тщетной надежде, что иранский народ воспользуется возможностью и свергнет правительство. Более вероятно, что война США против Ирана гарантирует режиму контроль еще на десятилетия.

Как же бомбардировки Ирана служат интересам США? Больше десятилетия занимаясь этой проблемой, никто не смог дать убедительный ответ. Буш заверяет нас в том, что будет искать дипломатическое решение иранского кризиса. Угрозы призваны поддержать дипломатию и помочь нашим союзникам сосредоточиться. Но нынешняя активность Пентагона наводит на мысль о более интенсивном планировании и тактике бряцания оружием.

"Аналогии с подготовкой к войне в Ираке бросаются в глаза. - подчеркивают Кларк и Саймон. - Тогда конгресс не задавал неприятных вопросов. Он обязан не допустить развязывания администрацией новой войны, результат которой неизвестен или, хуже того, известен слишком хорошо".