Считается, что Юнг и Фрейд, которые в течение шести лет сотрудничали и вели обширную переписку, перестали общаться, поскольку Юнг разочаровался в знаменитой теории Фрейда о сексуальном инстинкте и его подавлении, лежащих в основе истерических состояний и неврозов.
Но в 1977 году в подвале одного из женевских особняков нашли ящик с документами, которые пролили свет на истинную причину разрыва, пишет издание The Daily Mail. Среди этих бумаг были дневники Сабины Шпильрейн - пациентки Юнга, которую он не только успешно вылечил, но и вступил с ней в связь. Там также нашли черновики ее писем обоим психиатрам и переписку между двумя светилами медицинской мысли.
-Карл Густав и Сабина: от порки к нежным письмам
- Как поссорились Фрейд с Юнгом: неизвестные страницы
Российскую подданную Сабину Шпильрейн привезли Юнгу в 1904 году. Тогда ей было 18 лет. В медицинской карточке Шпильрейн говорилось, что она "смеется и плачет в странным образом перемешанной и навязчивой манере". Кроме того, у нее отметили сильный нервный тик. Она трясла головой, высовывала язык и дергала ногами. Шпильрейн отправили к Юнгу из другой психиатрической клиники, где не смогли ее вылечить.
Молодой врач нашел внешность пациентки "восточной и сладостной", а выражение ее лица - "чувственным и мечтательным", при этом сама она была убеждена в том, что выглядит дурно.
Из бесед с пациенткой психиатр установил, что причиной ее состояния были проблемы с родителями. Подверженный депрессиям и маниакально желающий властвовать, ее отец с энтузиазмом наказывал дочь, как морально, так и физически. Он отводил дочь в особую комнату, где бил ее. Эти наказания дочь вынуждена была выносить аж до 11-летнего возраста. Мать Сабины также была властной натурой и, подобно отцу, била и унижала дочку. В результате Сабина была преисполнена чувства вины, а также подавленной сексуальности, испытывая постоянные фантазии на тему проступков и наказаний.
Попав на лечение к Карлу Густаву Юнгу, Сабина Шпильрейн ежедневно изливала ему свои чувства в продолжительных беседах. Юнгу стало понятно, что теперь Сабина фиксирует свои чувства на нем, перенеся на него ту нездоровую, болезненную любовь, которую она чувствовала к отцу.
Однажды Юнг уехал из своей лечебницы на целый день. На следующий день Сабина заявила ему, что фантазировала о том, как он будет причинять ей боль, и стала умолять его сделать это. "Я хочу эту боль, я хочу, чтобы вы сделали со мной нечто очень плохое, чтобы вы заставили меня сделать нечто, чему противодействует все мое существо", - умоляла она доктора.
Карл Густав и Сабина: от порки к нежным письмам
Согласно фильму Кроненберга, Юнг уступил этим мольбам и принялся пороть ее, как это делал и ее отец. Вряд ли этот эпизод соответствует реальности. Но нет сомнений, что врач и пациентка вступили в отношения, вышедшие далеко за пределы, очерченные врачебной этикой. Психиатр колебался, пытаясь сопротивляться ее настояниям, но в конце концов позволил ей ассистировать в психологической лаборатории.
Шпильрейн оказалась способной ученицей и получила очень хорошее образование. В конце концов по своей начитанности и интеллекту она превзошла супругу Юнга Эмму.
Через год Шпильрейн оставила лечебницу Юнга и поступила учиться в медицинский институт, надеясь стать психиатром. После этого Юнг впервые написал Фрейду, чтобы сообщить ему об эффекте его метода психотерапии. Польщенный Фрейд ответил, и завязалась переписка, в ходе которой Фрейд относился к Юнгу не столько как учитель к ученику, сколько как отец к сыну. Когда в 1907 году ученые встретились, они проговорили 13 часов без перерыва.
В то же время Шпильрейн, продолжая учиться в мединституте, по-прежнему виделась с Юнгом. Постепенно психиатр так привык к своей бывшей пациентке, что начинал нервничать, когда она не спешила давать о себе знать. Однажды Юнг даже написал ей: "Вернись ко мне в пору моей нужды, верни мне хотя бы часть любви, вины и самопожертвования, что я смог тебе дать, когда ты была больна. Но теперь именно я - болен!"
Разговоры об их взаимоотношениях, ходившие в Цюрихе, достигли матери Шпильрейн, которая получила анонимное письмо, возможно, от Эммы Юнг. Госпожа Шпильрейн написала Юнгу: "Тогда вы спасли мою дочь, но теперь вы не должны разрушать ей жизнь".
Взбешенный и перепуганный грядущим ударом по своей репутации Юнг в ответном письме пригрозил потребовать гонорар за лечение дочери, объявив при этом, что больше видеться с ней не будет. Сабина же, не желая расставаться с Юнгом, написала Фрейду с просьбой о помощи.
"Четыре с половиной года назад доктор Юнг был моим врачом, а затем стал моим другом и, наконец, моим "поэтом", то есть возлюбленным... Он проповедовал полигамию, и его жена не должна была возражать", - писала она. Юнг, ожидая чего-то подобного, заранее написал Фрейду, что "некая пациентка" постоянно пыталась в свое время совратить его.
Должно быть, гора упала с плеч Юнга, когда оказалось, что Фрейд проигнорировал письмо Сабины. Но несколько месяцев спустя отношения возобновились, когда Юнг согласился встретиться с Сабиной, чтобы обсудить ее диссертацию. Но когда Юнг раскритиковал ее научную работу, связь снова прервалась. Уязвленная и обиженная, Сабина отправилась в Вену, где вошла в ближний круг Фрейда. Там она рассказала последнему, что Юнг "разрушил ее жизнь". Вот тогда-то сотрудничество двух великих психиатров и превратилось во вражду. Именно в то время между ними разгорелся спор о природе либидо.
Как поссорились Фрейд с Юнгом: неизвестные страницы
В апреле 1912 года Фрейд написал Юнгу, что Шпильрейн "обсудила с ним некоторые вопросы личного свойства", и дал понять, что использует ее признания, чтобы дискредитировать теории Юнга. Тот в ответ намекнул, что может рассказать об отношениях Фрейда с собственной родственницей.
Таким образом, великие умы принялись шантажировать друг друга, а меж двух огней попала женщина, дорогая для них обоих. Сама Шпильрейн оказалась талантливым психоаналитиком, но оба гения не отдали должное ей как первооткрывательнице ряда теорий, вместо этого используя их в собственных работах.
Разочаровавшись в обоих, Шпильрейн вышла замуж в 1912 году за врача Пауля Шефтеля, а в 1924 году вернулась на родину, где в 1942 году погибла от рук немецко-фашистских оккупантов. Отношения же между Фрейдом и Юнгом испортились окончательно. Когда в 1913 году они приехали на конгресс психоаналитиков, то даже не разговаривали там друг с другом.
Юнг пытался оправдаться перед Шпильрейн в последних письмах к ней, но ее заслуг как психоаналитика так и не признал. Она оказалась не единственной пациенткой Юнга, с которой он позволял себе переступать через принципы врачебной этики. Но именно Шпильрейн оказалась, видимо, предметом самой нежной и болезненной страсти великого психиатра.