Одной из центральных тем первой встречи подобного формата с 2011 года стало избавление Сирии от арсенала химического оружия, а также проведение в ноябре конференции "Женева-2". Комментируя возможное участие России в программе по уничтожению химического оружия в арабской республике, Шойгу отметил, что "если такое обращение будет, то Российская Федерация его рассмотрит и будет готова его обсудить".
Кроме того, все страны-члены НАТО выступили за переговоры по урегулированию гражданской войны в Сирии "Женева-2". По словам генерального секретаря организации Андерса Фога Расмуссена, блок надеется, что конференция "проложит путь к политическому урегулированию этого трагического конфликта", приводит его слова РИА "Новости".
Сотрудничество Россия-НАТО по Афганистану пока носит несистемный характер - эксперт
В ряде ключевых также оказался и вопрос Афганистана в связи с предстоящим в 2014 году выводом американского военного контингента из этой страны. Как рассказал Расмуссен, афганская проблематика затрагивает три направления взаимодействия - это обучение афганских специалистов методам борьбы с наркоторговлей и наркотрафиком, поставка запасных частей для находящихся на вооружении афганской армии вертолетов Ми-17 и транзит натовских грузов из Афганистана через территорию России в Европу.
Что касается последнего пункта, то соглашение о транзите грузов из Афганистана через российскую территорию было подписано еще в 2009 году, а в 2012 году открылся транзитный пункт для перевозки невоенных грузов НАТО в Ульяновске. Однако США так пока и не воспользовались российским транзитом из-за его дороговизны.
По словам Шойгу, поддержку у российской делегации нашла еще одна инициатива - создание в России центра по подготовке афганских саперов, которые будут разминировать территорию Афганистана. Министр обороны России также заявил, что все участники встречи выразили свою обеспокоенность активизацией действий террористических группировок на территории Афганистана, передает ИТАР-ТАСС.
Эта угроза становится все более реальной на фоне вывода войск из страны, отметил Шойгу. В этой связи он напомнил, что в ближайшем времени в Москве состоится международная конференция по вопросам безопасности, которую традиционно проводит Минобороны России. На ней, отметил руководитель ведомства, будут обсуждены "самые жгучие вопросы безопасности", в том числе и в Афганистане.
"Совет Россия-НАТО действует уже 10 лет. За это время мы прошли сложный путь - от первой эйфории, через непонимание, до серьезного конструктивного диалога. Сегодня в рамках СРН многое делается по нашим общим озабоченностям в области безопасности, включая Афганистан, сотрудничество по вертолетному обеспечению афганских сил, взаимодействие в области военной медицины, технического сотрудничества", - резюмировал министр обороны РФ.
Министр обороны США Чак Хейгел, с которым Шойгу побеседовал тет-а-тет, в этом ключе сообщил, что Россия и США договорились о проведении регулярных видеоконференций для обсуждения актуальных проблем безопасности.
Эксперты, прокомментировавшие результат диалога Россия-НАТО по Афганистану, в свою очередь подчеркнули, что сложившиеся отношения "удовлетворяют обе стороны, так как обе стороны ничего от них не ожидают". Вспоминая про так и не использованный транзит натовских грузов из Афганистана через территорию России в Европу, руководитель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов заявил, что пока сотрудничество между альянсом и Россией по Афганистану носит достаточно несистемный характер, излагает "Газета.ru".
Заведующий сектором внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Федор Войтоловский со своей стороны считает, что "Афганистан - предмет озабоченности для всех и потенциальный источник вызовов и угроз".
"После вывода сил международной коалиции ситуация может стать неуправляемой, так как политическая система в стране очень неустойчива. В диалог должны включиться и НАТО, и ОДКБ. Но пока политические и организационные основы для этого не созданы", - заключает Войтоловский.
Шойгу перечислил проблемы, сдерживающие сотрудничество Россия-НАТО, затронув проблематику ПРО
В рамках встречи Сергей Шойгу назвал основные проблемы, которые, по его словам, мешают более продуктивному взаимодействию между странами-участницами Организации Североатлантического договора и России. В частности, как сказал глава военного ведомства РФ, речь идет о реализации конфронтационных противоракетных планов в Европе, попытке возродить старый Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), продвижении военной инфраструктуры НАТО к российским границам, а также политике альянса по расширению его членства.
Затрагивая актуальную проблематику противоракетной обороны, по которой стороны никак не могут договориться, Шойгу пояснил, что Россиz страдает от предсказуемости коллег. Дело в том, что объединение систем национальных ПРО стран - членов НАТО в единую систему не вызывает большого энтузиазма у России, несмотря на заявления руководства блока, что в ее создании может участвовать и Москва: условия блока ее не устраивают. "Программы ПРО в Европе развиваются, наши озабоченности не учитываются... При всей нашей открытости мы рассчитываем на понимание и адекватную реакцию партнеров в НАТО", - отметил Шойгу.
Вместе с тем министр обороны РФ подчеркнул, что российская сторона по-прежнему выступает за сотрудничество в области ПРО, "которое способствует укреплению безопасности каждого государства". По его словам, Россия предложила НАТО "совместно работать над поиском взаимоприемлемых решений".
"Однако перед тем, как начинать общие противоракетные проекты, нам необходимы твердые надежные юридические гарантии того, что американская система ПРО не будет использована против российских сил ядерного сдерживания", - добавил Шойгу.
Напомним, в преддверии переговоров Расмуссен со своей стороны заявлял, что "в этом вопросе в настоящее время очень много политики, в то время как данной проблематикой в большей степени должны заниматься специалисты и эксперты".
Между тем эксперты склонны считать, что в настоящее время между Россией и НАТО отсутствует один из главных раздражителей - расширение альянса на Восток. Эта тема, стоит отметить, так и не была включена в повестку дня, хотя и названа Шойгу в списке основных проблем. Так, отмечают специалисты, потенциальное получение Грузией "дорожной карты" для вступления в блок - План действий по членству в НАТО - было фактически остановлено после российско-грузинского конфликта в августе 2008 года.
"Расширение НАТО было главным раздражителем. Россия в конфликте с Грузией показала, что ее мощи вполне достаточно, а идти на серьезный конфликт никто не хочет", - приводит слова Федора Лукьянова "Газета.ru".
В то же время возможность для вступления в НАТО и Грузии, и даже Украины сохраняется, замечает заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев. "Украина сделала свой выбор в пользу интеграции с ЕС, а это первый шаг", - говорит он.
России и НАТО нужно уходить от "призраков "холодной войны" и проводить дальнейшие консультации
Подводя итоги переговоров, Сергей Шойгу подчеркнул, что сегодняшнее заседание Россия-НАТО "стало важным вкладом в совместную работу по укреплению безопасности Евроатлантики"."Уверен откровенный диалог - это путь к взаимопониманию и конструктивному партнерству в деле обеспечения мира и стратегической стабильности", - сказал он.
Глава военного ведомства РФ также добавил, что он замолвил в ходе беседы с коллегами несколько слов о реформировании вооруженных сил России и заверил их - это не "игра мускулами", а "кропотливая работа по формированию современной и боеспособной армии, оснащенной современными вооружениями, готовой к реагированию на любые вызовы и угрозы". При этом одним из главных целей этого реформирования российской армии является укомплектование ее офицерами и солдатами высшей квалификации, сообщил Шойгу.
Андерс Фог Расмуссен со своей стороны заявил, что хотя ни НАТО, ни Россия пока не договорились о параметрах возможного сотрудничества в области ПРО, "все согласны, что дальнейшие консультации - это путь вперед".
Эксперт Павел Золотарев, резюмируя встречу, подчеркнул, что сотрудничество России и НАТО необходимо продолжать, уходя от "призраков "холодной войны". "Не надо вставать в позу боксера, когда есть реальные угрозы обеим сторонам. Нужно разгребать завалы "холодной войны" и продолжать искусно маневрировать", - убежден Золотарев.