The Washington Times в статье "Проект независимости Косово в ООН провалился" пишет о том, что США и ЕС не удалось преодолеть угрозы России наложить вето на резолюцию о предоставлении независимости в Совбезе ООН.
Официальные представители США говорят, что готовы искать другие дипломатические пути предоставления независимости Косово, тогда как ведущие косовские политики заявляют, что провинция, где подавляющее большинство населения составляют албанцы, может в одностороннем порядке порвать отношения с Белградом к концу года, если международное сообщество не начнет действовать.
В Белграде правящая коалиция Коштуницы пообещала произвести "серьезный пересмотр" отношений с Соединенными Штатами, если Вашингтон будет продолжать настаивать на независимости Косово. Радикальная партия, имеющая самое большое количество мест в парламенте, даже предложила разорвать дипломатические отношения.
Газета The Independent отмечает, что пока статус Косово, находящегося под управлением ООН, остается неопределенным.
Госсекретарь США Кондолиза Райс уже заявила, что Косово получит независимость от Сербии "в любом случае". Есть надежда, что дальнейшая доработка резолюции позволит прийти к соглашению с Россией, однако это маловероятно. Обстановка нестабильная, и в дальнейшем она лишь усугубится, считает газета.
Издание The Washington Post пишет о том, что сегодня в Госдепартаменте и Белом доме состоится целая серия важных совещаний, которые, вполне возможно, определят на будущее стабильность обстановки в Юго-Восточной Европе и единство принципов международного права.
Госсекретарь Кондолиза Райс должна встретиться с "командой единства" косовских лидеров и вместе с ними разобраться, как добиться подвижек по вопросу о статусе Косово после появления уверенности, что Россия наложит вето на любое решение Совбеза ООН, которое направит Косово на путь к независимости.
Газета Frankfurter Allgemeine предлагает "Не поощрять насилие". Вашингтон, похоже, цепляется за план, по которому народное представительство албанцев в Косово должно провозгласить в ноябре отделение провинции от Сербии – и тогда США признают независимость государства как свершившийся факт.
Пока неясно, по каким причинам Вашингтон идет на это. Хочет ли он завершить то, что им было начато в 1990-е годы, когда он поддерживал албанскую подпольную военную организацию UÇK с целью ослабления сербско-югославского режима? Милошевича и его государства больше не существует, Сербия встала на путь демократии – и, если она выдаст таких военных преступников, как Младич и Караджич, или поддержит Гаагский трибунал при их аресте, это будет последним доказательством.
Опасается ли Вашингтон, что тогдашняя интервенция НАТО будет выглядеть вконец неправомочной, если военная акция не закончится обретением независимости? Или США в большей степени опасаются того, что UÇK вернется к крупномасштабным акциям насилия, если ее тщеславие не будет удовлетворено?
У Европы уже есть наглядное пособие, демонстрирующее, какие проблемы возникают в результате одностороннего признания независимости, достигнутого в ходе военных операций: это Северный Кипр. Там, где существуют стремления добиться отделения того или иного региона и "национальной" независимости при помощи силы, существуют и опасения (и они превалируют), что националистически настроенные меньшинства подталкиваются к таким средствам для достижения конечной цели, если силовые средства где-то приводят к осуществлению цели.
Вследствие изменений, затрагивающих состав и численность населения в Европе, никто не может предсказать, где какое меньшинство вдруг заявит о своих претензиях, что неминуемо приведет к беспорядкам во всем Евросоюзе. США, с их попытками проводить политику "строительства нации и государства", не всегда могут похвастаться успехами. Европейцы должны подумать, прежде чем протягивать ей руку помощи, считает газета.