Такие биохимические испытания могут стать основой для лекарств, призванных предотвращать наступление болезней, связанных с возрастом, говорит Линда Бак, молекулярный биолог из Fred Hutchinson Cancer Research Center в Сиэтле, штат Вашингтон, проводившая исследование, о котором на этой неделе пишет журнал Nature.
Лекарство с таким эффектом – мианзерин (торговое название – Толвон) – необычный антидепрессант, отличающийся от привычных антидепрессантов, таких как прозак, паксил и золофт. Мианзерин не дает мозгу реагировать на серотонин – нейромедиатор, связанный с регуляцией аппетита и настроения. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).
Червяки могут натолкнуть на секрет человеческого долголетия
Черви-нематоды Caenorhabditis elegans используются в качестве модели старения уже десятки лет, помогая ученым узнавать подробности того, что происходит с человеческим телом с возрастом. Ученые только начинают открывать лекарства, замедляющие старение. Для ускорения исследований Бак и ее коллега Майкл Петрашек испытали 88 тыс. химикатов из химической библиотеки, чтобы выяснить, не превратит ли какой-либо из них червяков в Мафусаилов-долгожителей.
В результате пятилетних поисков ученые обнаружили более 100 химических веществ, увеличивающих продолжительность жизни червей. Однако было очень мало известно о том, как именно эти химикаты действуют в биологических системах.
Петрашек испробовал несколько лекарств, по своей структуре аналогичных химическому веществу с незапоминающимся названием 272N18, которое увеличивало продолжительность жизни нематод на одну пятую. Одно из лекарств, мианзерин, продлевало жизнь червей на треть.
Мианзерин взаимодействует с двумя химическими веществами мозга, связанными с чувством голода: серотонином, подающим сигнал о наличии еды, и октопамином, сигнализирующим о голоде. Лекарство избирательно блокирует рецептор серотонина, не давая ему нормально функционировать. "Мы можем сместить равновесие в направлении сигнала о голоде", – говорит Бак.
Под воздействием лекарства черви не ели меньше, что свидетельствует о том, что реальное ограничение потребляемых калорий не замедляет процесс старения. "Они не похожи на голодающих и вполне активны", – говорит Бак.
Однако исследователи полагают, что мианзерин действует по аналогии с ограничением калорий. Жизнь червей на строгой диете не становится еще дольше от мианзерина, и это говорит о том, что преимущества, получаемые вследствие либо сокращения количества калорий, либо потребления медикаментов, ограничиваются этим фактором. Среди червей, у которых недостает генов, отвечающих за омолаживающий эффект ограничения калорий, жизнь от употребления мианзерина продлевается не столь сильно.
Открытие лекарств, замедляющих старение червей, – важный первый шаг к борьбе со старением человека, считает Дэвид Синклер, биолог Гарвардского университета, сотрудничающий с компанией, разрабатывающей лекарство от старения для людей.
Однако Бак предостерегает от заключения, что предварительные находки ее коллектива означают, что люди могут получить ту же пользу от мианзерина. В дальнейшем она планирует испытать лекарство на мышах. Ученые также изучат около 100 других химических веществ, чтобы узнать, из-за чего стареют животные – и как замедлить этот процесс.