В информации КТР отмечается, что "из банков были украдены все средства", сообщает "Интерфакс".
Других подробностей КТР не сообщил.
В субботу днем сторонники оппозиции захватили в Джалал-Абаде здание городского УВД, при этом из ИВС было выпущено около 60 задержанных, содержащихся там за различные нарушения закона.
- "Новая газета": киргизы не могут решить, какой цвет у их революции
Сторонники оппозиции вечером во вторник взяли под свой контроль здание Кадамжайской районной администрации (Кадамжайский район входит в состав Баткенской области на юге страны), сообщили "Интерфаксу" источники в силовых структурах Киргизии.
По данным источников агентства на юге Киргизии, в среду в Кадамжайском районе должен будет состоятся курултай (собрание) представителей оппозиции.
По информации источников в силовых структурах, ситуация в городе Кызыл-Кия (Баткенская область) сохраняется спокойная обстановка, здание администрации находится под контролем действующей власти. Вместе с тем, источники отмечают, что в Кызыл-Кие периодически проходят стихийные митинги.
Ранее источники со ссылкой на "предварительные данные" сообщали, что город Кызыл-Кия занят представителями оппозиции.
Собеседники "Интерфакса" также уточнили, что в Ноокатском районе (Ошская область, юг Киргизии) сохраняется спокойная обстановка и ситуацию контролируют официальные власти. В то же время здание райгосадминистрации Ноокенского района (Джалал-Абадская область, юг Киргизии) контролируется сторонниками оппозиции.
Акаев заявил в телеобращении, что в отставку не уйдет
Президент Киргизии Аскар Акаев отверг требования оппозиции об уходе в отставку, одновременно высказавшись за урегулирование кризисной ситуации в республике путем переговоров, сообщает "Интерфакс".
"Нет и не может быть силового решения вопроса. Все проблемы должны решаться политическим путем, через переговоры", - заявил Аскар Акаев, выступая во вторник вечером в прямом эфире национального телевидения.
По словам Акаева, руководство страны, включая премьер-министра, вице-премьеров, руководителя администрации президента Киргизии каждый день ведут такие переговоры с различными представителями оппозиции.
"Однако руководители оппозиции не могут сформулировать приемлемых условий для переговоров, настаивая на отмене результатов выборов и отставке президента", - сказал Акаев.
"У каждого из них свои требования, не известно, с кем вести переговоры", - добавил президент.
"Нет никаких оснований и не может быть речи об отмене парламентских выборов. Мы не можем поставить под сомнение легитимность выборов только потому, что в некоторых округах были нарушения, или что это кому-то хочется", - сказал Акаев.
По его оценке, парламентские выборы в Киргизии прошли в соответствии с законом, и их результаты не подлежат сомнению.
"Что касается моей отставки, то решение этого вопроса не в компетенции каких-либо политических сил", - заявил Акаев.
"Решение об этом может принять только народ или парламент, и мы не станем вести на эту тему какие-либо переговоры, если только речь не идет о попытке насильственно свергнуть законно избранного президента", - сказал президент.
Он также отметил, что обязательным условием переговоров с организаторами противоправных действий на юге Киргизии является восстановление законного порядка работы органов государственной власти там, где они были парализованы оппозицией.
"Желания в законном поле и на основе конструктивных позиций вести переговоры мы пока не видим", - сказал Аскар Акаев. - наоборот, оппозиция в эти дни предпринимает отчаянные усилия, чтобы организовать эскалацию беспорядков по всей стране, нарушить мирную жизнь во всех регионах".
"Я призываю оппозиционные силы, по крайне мере ту их часть, которая сохраняет разум и ответственность за свой народ и свою страну, остановить беззаконие, вернуться в правовое поле и начать цивилизованный диалог для поиска путей разрешения конфликта без нарушения нормальной жизни страны, ее граждан, без угрозы для их жизни", - призвал Акаев.
Прокатившиеся по южным регионам Киргизии массовые беспорядки парализовали там нормальную жизнь городов, заявил Аскар Акаев. "Стихийные выступления, с которыми уже не в силах совладать те, кто их инициировал, привели к погромам зданий государственных администраций и правоохранительных органов, рынков и торговых точек, парализовали жизнь двух крупных городов юга страны. Население Оша и Джалал-Абада запугано происходящим, не без оснований опасается за свою жизнь и свое имущество", - сказал он.
По словам президента, с самого начала акций протеста на юге республики власти категорически отвергли возможность силового решения вопросов. "Нигде органы правопорядка не оказывали сопротивления, не имели с собой и не применяли оружие, в то время как нападавшие избивали сотрудников милиции, использовали камни и даже зажигательные средства, устраивали поджоги зданий. Понятно, что эти действия не имеют и близко ничего общего с демократией", - прокомментировал события глава государства.
Он также отметил, что применяемые оппозицией насильственные действия получили осуждение всех авторитетных международных организации, в числе которых ООН и ОБСЕ, которые призвали стороны "отказаться от любых незаконных действий".
Оппозиция считает, что власть не готова к переговорам
Киргизская оппозиция считает, что руководство республики в настоящее время не готово идти с ней на переговоры.
"Мы не видим, что президент Акаев готов в настоящий момент проводить с оппозицией переговоры", - заявила во вторник вечером в интервью "Интерфаксу" зампредседателя оппозиционного блока Народного движения Киргизии (НДК) Ишенкуль Болджурова.
Болджурова заявила, что, по ее данным, руководство республики так и не рассмотрело направленный НДК еще несколько дней назад пакет тем для переговоров.
"Насколько стороны выдвигают конструктивные и правильные требования, можно будет сказать только по итогам диалога. В этом случае жители страны поймут, какая сторона выдвигает наиболее приемлемые требования. Но мы не видим, чтобы власть намеревалась сесть за стол переговоров" - подчеркнула она.
"Одним из элементарных условий возможности стабилизации нынешней ситуации в стране является политический диалог между властью и оппозицией, чтобы его результаты были приемлемы для обеих сторон" - заявила зампредседателя НДК.
Она считает, что "без переговоров заранее делать какие-либо выводы" неправильно.
Касаясь требования оппозиции об отставке президента, Болджурова заявила, что это требование народа, которое озвучено оппозицией. "Наша власть, как правило, любит заранее ставить на представителях оппозиции клеймо радикалов или реакционеров. Подобные высказывания нельзя допускать. Оппозиция сегодня выражает интересы огромной части народа, в том числе требуя отставку президента" - подчеркнула она.
Лидер грузинской "революции роз" выразил поддержку Акаеву
Президент Грузии Михаил Саакашвили направил письмо своему киргизскому коллеге Аскару Акаеву и предложил ему руку дружбы.
"Я решил обратиться к Вам как к другу и коллеге, чтобы в создавшейся в Вашей стране ситуации выразить свою поддержку. Обращаюсь к Вам исключительно с желанием выразить свою озабоченность происходящими в Вашей стране событиями. Основываясь на собственном опыте, я убедился, что нет более благородного дела, чем стать под знамена демократии, которая сама по себе является гарантом стабильности", - сказано в письме, поступившем в РИА "Новости" из пресс-службы президента Грузии.
"Будучи сторонником свободы и равноправия, а также поддерживая идеи сильного Кыргызстана в этот критический период, хочу протянуть Вам руку дружбы и поддержки", - сказано с письме. "Более того, если Вы сочтете нужным, готов быть Вам полезным в любом качестве. В частности, мог бы приехать в Кыргызстан в качестве посредника на переговорах и принять участие в конструктивной дискуссии с оппозицией", - говорится в письме Саакашвили.
Президент Грузии просит Аскара Акаева не считать его предложение вмешательством во внутренние дела Киргизии. Это желание оказать помощь в конструктивном диалоге и предотвратить нестабильность, хаос и беспорядки в республике, сказано в письме.
"Я уверен, что объединив наши усилия, мы этого добьемся", - пишет президент Саакашвили.
Лидеры киргизской оппозиции готовятся к "походу на Бишкек". Теперь оппозиционеры отказывается идти на какие-либо переговоры с властью, и требует назначения досрочных выборов президента и парламента.
Между тем в столице Киргизии Бишкеке "все спокойно". Плотность населения здесь на порядок ниже, чем на юге, а уровень жизни - на порядок выше. Оппозиция здесь немногочисленна и ленива, утверждает "Новая газета".
В столице трудно даже заподозрить, что в стране происходит что-то вроде революции. Независимые местные радиостанции в Киргизии просто глушат."Глушат" не только средства массовой информации, но и вялый протест северной оппозиции.
Создадут, например, оппозиционеры молодежную организацию "Кель-кель" ("Возрождение"), а на следующий день уже появляется официальная партия "Кель-Кель", даже фамилии у руководительниц одинаковые, только имена у одной - Алия, у другой - Элима. Если в Бишкеке оппозиция вздумает организовать митинг, то рядом сразу же появляется антимитинг, приезжает телевидение - и ну снимать, как страна поддерживает президента и партию его дочери Бермет Акоевой "Алга, Кыргыстан" ("Вперед, Кыргызстан").
Между тем партии как таковые в Киргизии отсутствуют. "Киргизы - народ кочевой, сплоченность им чужда. Сколько мы не бились, они так и не могут взять в толк, зачем нужно "сбиваться в кучки", - говорит депутат Жогорку кенеш (парламент) прошлого созыва.
Принципиально другая ситуация на Юге Киргизии: в Джалал-Абаде и Оше. На дорогах, на въездах в Джалал-Абад в беспорядке разбросаны груды камней и бетонные заграждения. Машины не рискуют ехать дальше: водители боятся - перевернут.
Как только в городе появились слухи о том, что власти готовят контрнаступление на оппозиционеров, многотысячная толпа двинулась к центральной площади, штурмовать администрацию и здание УВД, где находились вооруженные отряды милиции и прибывший из Бишкека спецназ. Люди стекались с разных концов города, из соседних сел и районов.
Когда загорелось здание УВД, спецназ открыл огонь, стали взрываться машины, повалил черный дым. Солдаты в панике пытались прорваться сквозь толпу. Народ ликовал. С разных сторон на бегущих военнослужащих сыпались подзатыльники и затрещины.
В центре штурма УВД главные "обозреватели" - женщины и дети. Причем, женщины всегда имеют при себе стулья и, чинно рассевшись вокруг пожара и потасовки, любуются происходящим.
В Оше оппозиция пришла к власти вообще без столкновений. В день объявления итогов выборов в считанные минуты в центре появилась многотысячная толпа. Все стекались к областной администрации. Внутренние войска, охранявшие здание, бросились врассыпную не дожидаясь штурма.
Местные власти избегают прямой конфронтации с оппозиционерами. В Оше все помнят Аксысские события, и никто не хочет их повторения. В 2002 году в Аксысском районе Джалалабадской области сторонники неизбранного депутата Озимбека Бакназарова вышли на мирную демонстрацию в его поддержку. Митинг был расстрелян. Погибло 6 человек. Почему солдаты открыли огонь, и кто отдал приказ, так и не смогли выяснить. Разразился скандал. Своих постов лишились все милицейские начальники области, а также генпрокурор и министр МВД.
С тех пор любой приказ об открытии огня на поражение должен следовать только из Бишкека и обязательно в письменной форме, чтобы в случае чего было с кого спросить. А такую ответственность, когда вот-вот власть переменится, на себя взять никто не отваживается, отмечает "Новая газета".
К полудню весь город был парализован, разгромлены здания УВД, СИЗО, СНБ (служба национальной безопасности), блокированы дороги и аэропорт. Главы органов правопорядка и главы административных учреждений бесследно исчезли. Милиция в лице Эркина Эсеналиева - заместителя начальника ОВД Ошской области и Эрмека Кочорова - заместителя начальника ГОВД Оша присягнула на верность восставшему народу. Личному составу они объявили: "кто хочет, оставайтесь служить, кто хочет, уходите, санкций не будет". Многие остались с повстанцами.
Несмотря на "легкость" захвата власти, местные жители очень напуганы: на следующий день на базар не рискнул выйти никто. Боятся "гражданской войны". Под гражданской войной имеют в виду события начала 90-х годов, когда на юге страны начались массовые столкновения на этнической почве: между узбеками и киргизами. Тогда погибло несколько тысяч человек. Надо отметить, что ни до этого, ни после в Киргизии никогда не было ничего подобного.
Особенно местные боятся, что Россия вмешается в конфликт на стороне Акаева. По Ошу ходят слухи, что недавно Борис Грызлов заявил: "в случае ухудшения ситуации Россия собирается ввести в Киргизию свои войска для мирного урегулирования ситуации".
В начале 90-х Россия уже поспособствовала "мирному урегулированию", прислав на юг страны Тамбовскую дивизию десантников. Местные жители до сих пор с ужасом их вспоминают.
Большинство лидеров оппозиции ранее занимали высокие посты и имеют личные связи с западным истеблишментом. Справедливости ради, надо отметить, что многие хотели поддержать киргизских повстанцев, но насколько удалось выяснить, по собственной инициативе, киргизы их об этом не просили.
Председатель по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргаладзе, член комитета по правам человека Тимур Нергадзе и член комитета здравоохранения Каха Гетсадзе приезжали делиться опытом. Откуда они взялись и зачем, так никто и не смог ответить. Оппозиционеры в один голос утверждали, что грузины "свалились как снег на голову", их никто не ждал. Видимо поэтому, как только начались штурмы и мятежи, "грузинские коллеги" тотчас же удалились.
Казахские оппозиционеры из умеренной партии "Ак-жол" и радикальной ДВК предлагали киргизской революции свою финансовую помощь, но оппозиционеры отказались: "мы не хотим ссориться с Назарбаевым" - ответили они.
Свое посредничество оппозиционерам предлагает миссия ОБСЕ. Американский посол выразил озабоченность происходящими событиями. Впрочем, здесь толком никто так и не понял на чьей стороне Европа и Америка.
Из Узбекистана оппозиции помощи ждать не приходится. Хотя узбекский президент Ислам Каримов и недолюбливает Акаева, но как только власть в Джалал-Абаде и Оше оказалась в руках оппозиции, Узбекистан наглухо закрыл свои границы (юг Киргизии вплотную граничит с Узбекистаном).
Наблюдатели отмечают, что киргизские революционеры до сих пор не могут договориться о цвете восстания. В Джала-Абаде люди носят зеленые повязки, в Узгене - желтые, в Куршабе - красные, а в Оше - розовые.