Один из уроков неоспорим: Германия и Япония совершили фатальные ошибки, которые не были ни стратегическими, ни военными. Гитлер не учел русский национализм. Японцы полагали, что удар по Тихоокеанскому флоту вынудит миролюбивых американцев к переговорам о перемирии. Сейчас не 1941 год. Однако критики администрации Буша утверждают, что американская стратегия построена на непонимании Ирака, сопротивления и того, как воспринимает вторжение исламский мир, а в особенности его радикальные представители.
Перед США в Ираке стоят две основные задачи. Во-первых, необходимо помочь иракцам превратить Ирак в эффективное государство, а в будущем - в подлинную демократию. Во-вторых, чтобы осуществить первую задачу, необходимо победить сопротивление. Администрация Буша уверяет, что США выигрывают оба сражения, периодически сообщая, что американцы миновали "поворотный момент" на пути к победе. Недавно вице-президент Дик Чейни оптимистично заявил, что сопротивление дышит на ладан.
Но новости из Ирака совсем не хороши. Рост числа американцев и иракцев, убитых мятежниками, может продолжаться. Атаки становятся все более изощренными, и недостатка в террористах-смертниках, похоже, нет. Поскольку приоритетом мятежников является система энергоснабжения, фраза "длинное жаркое лето" приобретет в Ираке новый смысл, пишет американское издание.
Опросы общественного мнения в США показывают, что общество все меньше одобряет то, как администрация Буша "управляется" с Ираком. Группа республиканцев в конгрессе призвала Белый дом представить к концу года план по сокращению американского военного присутствия в Ираке. Их могут поддержать сенаторы, многие из которых в частном порядке высказывают сомнения в том, что мы побеждаем в Ираке.
В июне сенат утверждал посла в Ираке Залмая Хализада. То, что мы полгода обходились без посла, является еще одним свидетельством трудностей. На заседании сенатор Джозеф Байден предложил собственную оценку сопротивления на основе своей пятой поездки в Ирак. По словам Байдена, высокопоставленные американские военные в Ираке признают, что иракским силам безопасности нужно еще несколько лет, чтобы достичь профессионализма и эффективно противостоять насилию. Байден также предупредил, что тяжелый этап утомительной работы в Ираке только начинается.
И критики, и сторонники администрации Буша недовольны тем, что Белый дом действует в обстановке секретности и не прислушивается к советам извне. В ответ на события в Ираке и результаты опросов Белый дом объявил, что президент намерен убедить нацию в разумности иракской политике в своем обращении в конце июня.
Однако никакой пиар не даст ответов на вопросы и критику, не представив адекватной картины того, что происходит в Ираке. При нарастающем в обществе недоверии единственным способом является всестороннее двухпартийное изучение американской стратегии в Ираке, включая оценку альтернативных способов действий. Помимо прочего, любой анализ подобного рода должен быть честным и публичным. Проблема в том, чтобы убедить президента в необходимости такой оценки, так как Белый дом будет отвергать подобные предложения и сопротивляться попыткам проникнуть сквозь завесу секретности, пишет The Washington Times.
Во времена Вьетнама метафора "свет в конце туннеля" обозначала неспособность сменявших друг друга администраций понять эту войну и исправить собственные ошибки. В Ираке "поворотные моменты" начинают играть ту же роль. Но лозунги - это не стратегия и не факты, а последние сегодня необходимы, поскольку время истекает, заключает газета.