Как отмечает издание, две недели назад руководитель Главной комиссии расследований польского Института национальной памяти (ИНП), прокурор Дариуш Габрель на объединенном заседании парламентских комиссий по правам человека и международным делам вдруг заявил, что вот уже два года безрезультатно ведутся поиски заверенных копий "катынских документов". Копии документов без печати не имели доказательной ценности. Но они понадобились в связи с тем, что институт взялся за самостоятельное следствие по "катынскому делу", намереваясь перевести его под юрисдикцию международного права.
Недоразумение, как теперь объясняют в Варшаве, возникло из-за неразберихи. Первый раз копии "катынских документов" привез в Варшаву 14 октября 1992 года тогдашний руководитель Госархива России Рудольф Пихоя, который и передал их Леху Валенсе.
Тогда же они были молниеносно переведены на польский язык и в том же году изданы Институтом политических исследований Польской академии наук. Борис Ельцин привез уже заверенные копии, то есть продублировал предыдущие. На этой неделе следователи ИНП сверят свои копии документов с хранящимися в президентском архиве, чтобы подтвердить их идентичность.
После обнародования "кремлевских" документов в польско-российских отношениях начался новый этап. И в споре с РФ Польша, доказывая свою точку зрения, апеллировала именно к этим документам. Польская сторона не согласна с "российской интерпретацией катынского преступления" в плане отрицания версии о "геноциде". Польша пытается перевести "катынское дело" под юрисдикцию международного права, что грозит России неожиданными последствиями.
В апреле 2006 года 70 родственников погибших в Катыни польских офицеров обратились в Европейский суд по правам человека по поводу ненадлежащего расследования Россией обстоятельства этого преступления. Претензии к России, если исходить из международных норм компенсаций, могут в будущем составить до 4 млрд долларов США.
На днях Мосгорсуд признал законным отказ рассматривать жалобу родственников польских офицеров, расстрелянных в 1940 году в Катыни. Судья сослалась на содержание в материалах дела сведений, составляющих гостайну.
В ходе процесса суд получил сообщение из Генпрокуратуры РФ, в котором было указано, что материалы так называемого "катынского дела" имеют гриф "совершенно секретно", так как содержат сведения, составляющие гостайну.
Отметим, что это уже не первый случай, когда в Польше из архивов ИНП пропадают документы, связанные с Катынским делом. Так, еще несколько лет назад оттуда бесследно исчез договор, заключенный между польской и российской прокуратурой о совместном проведении расследования по Катынскому делу.