В понедельник в сенате продолжились дебаты по договору. Видимая публике часть дебатов и переговоров прошла по уже отработанной программе: республиканцы вновь попытались внести в текст договора поправки, но большинство сенаторов отказали им в этом.
После провала в субботу и воскресенье двух предложенных республиканцами поправок к документу (одна касалась вопроса связи СНВ и ПРО, другая - связи стратегических и тактических вооружений), сенаторы Джон Тьюн и Джеймс Инхоф выступили с новыми предложениями. Инхоф предлагал усилить режим верификации и увеличить количество инспекций ядерного арсенала, а Тьюн предлагал увеличить максимально допустимое количество ядерных носителей с 700 до 720 и уличал Россию в якобы имевших прежде место нарушениях условий договоров.
- Чехия и Литва не захотели подписывать призыв к ратификации
После дня дебатов сенат проголосовал 64 голосами против начала процедуры по рассмотрению и внесению в договор этой поправки. За высказались 33 сенатора.
Глава международного комитета сената Джон Керри, выступая во время обсуждения поправки, дал понять, что понимает тактику республиканцев по затягиванию процесса решения проблемы, но призвал их из уважения к коллегам помнить о временных рамках и о необходимости принятия решения до Рождества.
Затем республиканцы предприняли попытку внести в текст соглашения пункт, обязывающий Россию и США в течение года после ратификации документа по СНВ провести переговоры по заключению соглашений в области регулирования запасов тактического ядерного оружия. Автором поправки выступил сенатор от Флориды Джордж Лемье.
Впрочем, несмотря на активную агитацию за поправку, Лемье не нашел поддержки у коллег - сенат отклонил предложение о ее рассмотрении 62 голосами против и 35 "за".
С самого начала дебатов в среду республиканцы выбрали тактику затягивания ратификации. Каждый день они пытаются вынести на голосование поправки к тексту договора, которые отклоняются простым большинством голосов. После каждого голосования республиканцы вновь заявляют о желании внести поправки, и вновь это пресекается голосованием. Цель такой тактики - перенести ратификацию на следующий год, когда большинство демократов в сенате сократится. В настоящее время любые попытки внести поправки фактически обречены на провал - внесение вопроса об их рассмотрении в ходе дебатов требует процедурного голосования, исход которого при сплоченном демократическом большинстве в палате ясен.
Результаты уже состоявшихся голосований по предлагаемым поправкам идентичны сегодняшнему.
Вместе с тем демократы делают все, чтобы ускорить процедуру финального голосования. Заставить республиканцев завершить дебаты и проголосовать за ратификацию договора по СНВ уже который день пытается и президент США Барак Обама. В минувшую пятницу он направил главам сенатского большинства и меньшинства Гарри Риду и Митчу Макконнеллу письма, в которых подтверждал, что договор по СНВ ни в коей мере не будет препятствовать созданию американской ПРО. В понедельник, как сообщил журналистам заместитель официального представителя Белого дома Билл Бертон, Обама снова лично обзванивал сенаторов, чтобы подтвердить важность ратификации договора.Все предложенные поправки были отклонены. Администрация США, в свою очередь, предприняла еще одну попытку надавить на несогласных республиканцев и инициировала закрытое заседание, на котором вновь попыталась доказать необходимость ратификации договора.
Во время этой сессии законодатели ознакомились со связанными с договором документами с пометкой "для служебного пользования". Каких-либо заявлений по итогам этого заседания пока не последовало, однако к вечеру понедельника трое сенаторов-республиканцев заявили, что могут поддержать ратификацию соглашения, передает РИА "Новости".
"Я склоняюсь к тому, чтобы поддержать соглашение, но я хочу удостовериться в том, что мнение нашей стороны услышано", - заявил журналистам сенатор от Северной Каролины Джадд Грегг.
Проявил солидарность и его коллега из Огайо Джордж Войнович. По его мнению, США нуждаются в возобновлении взаимных с Россией инспекций ядерных объектов. "Я поддержу документ. Нам нужна ратификация", - заявил Войнович.
Окончательно заявил о том, что "проголосовал бы за договор", и сенатор-республиканец Скотт Браун (Массачусетс). Он также не исключил, что поддержит вопрос завершения дебатов, который сенаторы предполагают рассмотреть во вторник утром на процедурном голосовании.
"Я уверен, что это то, что хорошо для страны, и верю, что это хороший шаг вперед", - сказал Браун журналистам после "закрытой сессии".
Незадолго до заявлений этих сенаторов вашингтонская газета The Hill сообщила, что в приватных беседах с ее журналистами почти все сенаторы-республиканцы признавались в том, что потерпели поражение от демократов в баталии за СНВ, и выражали уверенность в предстоящей "легкой ратификации" договора на этой неделе.
Ранее представители демократов заявляли о своей уверенности в успехе ратификации, отмечая, что процесс утверждения договора завершится на этой неделе.
Как объявил ранее лидер демократического большинства в Сенате Гэрри Рид, процедурное голосование о прекращении дискуссии по договору будет проведено во вторник.
Договор будет считаться ратифицированным, если за него проголосуют две трети сенаторов от общего кворума, то есть 67 человек. С учетом того, что, как ожидается, один сенатор демократ - Рон Уайден (Орегон) - будет отсутствовать на финальном голосовании из-за болезни, необходимые две трети от оставшихся в строю 99 сенаторов составят 66 голосов.
К вечеру понедельника о поддержке СНВ заявили Ричард Лугар (Индиана), Скотт Браун (Массачусетс), Роберт Коркер (Теннесси), Уильям Коран (Миссисипи), Олимпиа Сноуи (Мэн), Сьюзан Коллинз (Мэн), Джон Айзаксон (Джорджия), Джадд Грегг (Северная Каролина) и Джордж Войнович (Огайо). За договор будут голосовать все 58 демократов и два независимых сенатора, традиционно блокирующихся с демократами - Джозеф Либерман (Коннектикут) и Берни Сандерс (Вермонт). Таким образом, на данный момент договор по СНВ собрал 69 сторонников в сенате.
Вместе с тем сенаторы-демократы продолжают переговоры с несколькими республиканцами, которые изначально голосовали за договор при рассмотрении его комитетом по международным делам, но потом присоединились к тем, кто требует принять к нему поправки. Однако, они не заявляют, что договор неприемлем в принципе. Всего таких потенциальных "возвращенцев" и "сочувствующих" на сегодня как минимум четверо - Роберт Беннетт (Юта), Марк Кирк (Иллинойс), Лиза Мурковски (Аляска) и Джон Маккейн (Аризона). Их голоса необходимы демократам для более уверенной победы.
Ранее и администрация США, и представители Демократической партии неоднократно заявляли, что договор наберет необходимое количество голосов. Ранее ожидалось, что договор может быть ратифицирован уже во вторник.
Тем не менее, оппозиционеры-республиканцы могут воспользоваться правилом, которое требует, чтобы между процедурным голосованием и голосованием по существу прошло 30 часов. В таком случае, резолюция о ратификации договора будет рассмотрена Сенатом только в среду.
Чехия и Литва не захотели подписывать призыв к ратификации
Главы МИД Литвы и Чехии не подписали открытое письмо министров иностранных дел ЕС, в котором содержится призыв как можно быстрее ратифицировать и воплотить в жизнь новый договор по СНВ, сообщает литовское агентство ELTA.
"Мы, министры иностранных дел, всячески поддерживаем усилия США и России. Мы призываем как можно скорее ратифицировать и внедрить новый договор по СНВ", - говорится в открытом письме министров, опубликованном на сайте американской газеты The New York Times.
Глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис заверил, что Литва одобрила ратификацию договора, и не раз заявляла о своей поддержке, однако не могла подписать письмо, поскольку в нем не было обращено внимание на некоторые ее предложения.
"Мы хотели предоставить для этого текста определенные предложения, но, поскольку они не были приняты якобы из-за нехватки времени, то я не вижу возможности подписаться под этим текстом. Что сделал и коллега из Чехии. Не хочу сказать, что текст плохой, но, думаю, что любой текст можно сделать еще лучше", - заявил Ажубалис. В чем именно заключались предложения Литвы, по его утверждению, он комментировать не может.
Ажубалис не отрицал, что знал о готовящемся письме в момент заседания Совета глав МИД ЕС в Брюсселе.
По оценке главы МИД Литвы, нельзя связывать факт неподписания письма с тем, что президент Литвы Даля Грибаускайте не отправилась в Прагу, на встречу глав Восточной и Центральной Европы и президентом США Бараком Обамой, договор по СНВ был подписан параллельно этим встречам.
"Позиция Литвы по поводу договора об уменьшении стратегических наступательных вооружений не меняется. Сначала ее высказала сама президент в письме к президенту США, то же самое я сделал 15 ноября на общей пресс-конференции с государственным секретарем США Хиллари Клинтон, а позже, 20 ноября, - (сделал) участвуя в пресс-конференции министров иностранных дел шести европейских стран, на встрече глав НАТО в Лиссабоне. То же самое я сделал и на встрече с сенатором Джоном Маккейном, во время последнего рабочего визита в Вашингтон", - отметил Ажубалис.
По словам министра, Литва смотрит на ратификацию этого договора как на возможность начала международного диалога, чтобы поставить тактическое ядерное вооружение в рамки международных договоров.
Министры иностранных дел Европы называют договор, подписанный между США и Россией, "важным шагом", и подчеркивают, что в осуществлении безопасности должны участвовать три стороны - США, Европа и Россия.
Напомним, президенты России и США подписали новый договор по СНВ 8 апреля 2010 года в Праге. Стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть - до 1,55 тысячи по сравнению с московским договором 2002 года, и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей. Договор должен быть одобрен обеими палатами российского парламента, а также сенатом конгресса США.
Демократы призывают проголосовать за договор как можно быстрее, республиканцы стараются оттянуть решение вопроса, объясняя это самыми разными причинами - от неуверенности в целесообразности сокращения ядерных арсеналов до чрезвычайной занятости другими вопросами.
Если сенат не успеет проголосовать по договору в эту сессию, то процесс ратификации новым составом конгресса, приступающим к работе в начале января, может затянуться. Новоизбранным сенаторам может понадобиться дополнительное время для ознакомления с документом. Кроме того, в новом составе сената позиции демократов будут существенно слабее, и администрации США для ратификации документа придется привлечь на свою сторону не девять, как сейчас, а уже как минимум 14 республиканцев.
Если договор будет ратифицирован до Рождества, это станет третьей победой действующей администрации в ходе последней сессии 111-го конгресса. Ранее сенаторы утвердили компромиссный пакет законов о сохранении режима льготного налогообложения и скандальный закон, регулирующий правовые аспекты, касающиеся службы гомосексуалистов в вооруженных силах США.