Как отмечают журналисты, Еврокомиссия (ЕК) впервые в истории Евросоюза запустила санкционную процедуру против Польши за нарушение фундаментального принципа независимости суда, которая может привести к лишению республики права голоса в Совете ЕС. Первый заместитель председателя ЕК Франс Тиммерманс пояснил, что теперь по седьмой статье Договора о ЕС Варшава может быть лишена права голоса в совете сообщества.
По мнению первого председателя Европейского совета Хермана Ван Ромпея, лишить Польшу голоса в совете ЕС из-за отступления от демократических норм нереально, поскольку "уже сейчас очевидно", что среди стран - членов ЕС по этому вопросу не будет достигнуто требуемое единогласие, отмечает РИА "Новости".
Варшава готова отстаивать свою правоту перед судом ЕС
Министр юстиции Польши Збигнев Зебро уже прокомментировал решение ЕК. "Речь идет о политике, а не о верховенстве закона… Польша является страной, правовым государством. Мы должны продолжить реформу юстиции", - заверил он.
Председатель Европейского совета Дональд Туск, который на протяжении семи лет возглавлял польское правительство, признал, что его страна в настоящее время воспринимается как "источник дезинтеграции". При этом он подчеркнул, что европейским политикам необходимо "прекратить разрушение репутации Польши", и выразил сомнение в введении санкций против Варшавы.
Тем временем МИД Польши назвал решение ЕК политически мотивированным. "Это ненужное осложнение наших отношений, что может создать препятствия на пути выстраивания взаимопонимания и доверия между Варшавой и Брюсселем. Поэтому мы всегда готовы к диалогу", - говорится в заявлении польского внешнеполитического ведомства.
При этом в Варшаве выразили готовность продолжить диалог с ЕК, чтобы ознакомить партнеров в ЕС со всеми аспектами реформы польской судебной системы. "Мы хотим продолжать реформировать нашу судебную систему. Таковы ожидания нашего общества. От наших европейских партнеров мы ждем всесторонней, объективной оценки", - отметили в МИДе.
"Мы не можем согласиться на односторонние и несправедливые замечания в адрес Польши. Кампания по распространению негативной информации о реформах в нашей стране не опирается на факты, из-за чего мы не можем ответить на предъявляемые обвинения. Польша готова защищать свою правоту перед судом ЕС - независимым и объективным судебным органом", - резюмировали в Варшаве.
Уже вечером 20 декабря президент Польши Анджей Дуда сообщил о том, что принял решение подписать законы о Национальном судебном совете и Верховном суде. Он также заверил, что эти законы отличаются от первоначальной версии, которая вызвала критику в Европейском союзе.
31 июля Дуда наложил вето на законы о Национальном судебном совете и Верховном суде, которые были одобрены сенатом, но вызвали многотысячные протесты в стране и критику со стороны Евросоюза.
О намерении наложить вето на два из трех законопроектов о судебной реформе Дуда объявил еще 24 июля, подчеркнув, что законы о Верховном суде и Национальном судебном совете не послужат "усилению справедливости" и должны быть изменены. Реформа судебной системы в Польше необходима, но не должна "разделять общество и государство", заметил он. При этом президент подписал третий закон, который дает министру юстиции право назначать руководителей нижестоящих польских судов.
29 июля Евросоюз начал процедуру введения санкций, на что в МИД Польши указали, что роль председателей судов в судебной системе страны имеет преимущественно административный характер, а их действия не оказывают влияния на правовой статус сторон.
Концепция реформы предполагала наделение депутатов и министра юстиции полномочиями назначать судей без консультаций с представителями судебной системы. Представители правящей партии "Право и справедливость" утверждают, что реформа необходима из-за коррумпированности существующей системы. Оппозиция же указывает на то, что нововведения нарушают базовый конституционный принцип разделения властей.
Законопроект был одобрен большинством депутатов сейма - нижней палаты парламента и утвержден сенатом. Лидеры Евросоюза подвергли критике этот законопроект и назвали его угрозой верховенству закона. Премьер-министр Беата Шидло отклонила критику ЕС, заявив, что законодательство является внутренним делом Польши и правительство не будет склоняться перед любым иностранным давлением.
Одной из самых резонансных норм нового закона стало предоставление парламенту права уволить нынешних судей Верховного суда, за исключением утвержденных президентом. Также глава государства получал право регулировать составы судов.