В тексте законопроекта о санкциях говорится, что США не могут ввести в силу ядерное соглашение с Россией до тех пор, пока президент США не подтвердит Конгрессу, что "Россия приостановила все ядерное содействие Ирану и все поставки обычных вооружений и ракет в Иран".
При этом США не могут заключать соглашение с Россией о сотрудничестве в гражданской ядерной энергетике до тех пор, пока "Иран полностью, проверяемым образом и необратимо не остановит все программы, связанные с ядерным обогащением и переработкой", говорится в документе, который направлен для утверждения на заседании сената в полном составе.
В настоящее время в палату представителей Конгресса уже внесены два законопроекта, в случае принятия которых ядерное соглашение США с Россией будет заблокировано. Утвержденный в среду сенатским комитетом законопроект является третьим таким документом.
Пакет дальнейших антииранских санкций, включенных в утвержденный комитетом законопроект, предусматривает также запрет для Белого дома оказывать какую-либо помощь Ирану при вступлении в ВТО и расширение возможности для замораживания находящихся в юрисдикции США активов иранских дипломатов и представителей других "государственных и квазигосударственных" структур Ирана, включая МИД Ирана, министерство разведки и безопасности, корпус стражей исламской революции, министерство внутренних дел, "Фонд Пророка", Организацию исламской пропаганды и другие.
Документ вводит также ряд других санкций и требует, чтобы президент США представил в Конгресс в течение 180 дней после вступления законопроекта в силу данные обо всех зарубежных фирмах и компаниях, которые инвестировали в нефтегазовый сектор Ирана после 1 января 2008 года более 20 миллионов долларов.
При этом президент должен сообщить законодателям о том, подпадают ли эти компании и фирмы под действие существующих в США законов о санкциях против Ирана.
В случае принятия законопроекта главе Белого дома придется предоставлять такие данные Конгрессу каждые шесть месяцев.
Напомним, что соглашение между США и Россией было подписано в Москве 6 мая генеральным директором российской госкорпорации по атомной энергии "Росатом" Сергеем Кириенко и послом США в России Уильямом Бернсом, а неделю спустя было направлено в американский Конгресс. На Капитолийском холме утверждение подобных документов, именуемых "соглашениями 123" по соответствующему разделу ("Сотрудничество с другими странами") американского закона 1954 года об атомной энергии, проходит по упрощенной процедуре.
Соглашения автоматически вступают в силу через 90 дней после отправки в Конгресс, если против них не возникает возражений. При желании блокировать такое соглашение законодатели должны принять специальную резолюцию.
Направляя 13 мая в Конгресс текст американо-российского соглашения, президент США Джордж Буш просил законодателей поддержать этот документ. В письме Буша отмечалось, что предлагаемое соглашение обеспечивает всеобъемлющие рамки для мирного ядерного сотрудничества с Россией на основе взаимной приверженности ядерному нераспространению. Также в письме уточнялось, что документ рассчитан на 30 лет и "разрешает передачу технологий, материалов, оборудования, включая реакторы, и компонентов для ядерных исследований и производства ядерной энергии".