Об отсутствии в этих консультациях какой-либо конкретики заявили немногим ранее посол США в Болгарии Джеймс Уорлик и глава болгарского правительства Бойко Борисов. Американский дипломат подчеркнул, что "на этом этапе ничего в Болгарии размещать не планируется", пишет в пятницу "Российская газета".
При этом лишь в конце прошлой недели Уорлик в ходе публичной конференции в Софии намекал на то, что элементы американской ПРО могут быть размещены в этой стране. "У Болгарии определенно есть роль в системе ПРО", - заявил он и добавил, что Вашингтон хотел бы провести консультации по этому вопросу с Софией.
В тот же день премьер Борисов сообщил следующее: "Решение о расположении системы ПРО в Болгарии находится в руках болгарского парламента и Европейской комиссии". Он также заметил, что несмотря на то, что официального вопроса со стороны Вашингтона не поднималось, такие разговоры предстоят: "Мы должны быть солидарны со своими союзниками".
Теперь же ситуация, судя по всему, изменилась. В частности, в интервью одному из болгарских агентств Младенов подчеркнул, что никаких ракет на территории страны не будет. Однако в таком случае непонятно, как расценивать недавние намеки американского посла, рассуждает издание.
Сейчас на болгарской территории расположены 4 американские военные базы - правда, до сих пор они не совсем освоены. Аэропорт в черноморском Бургасе активно использовался самолетами США лишь в период войны в Ираке. Но учитывая, что из Болгарии можно неплохо просматривать не только территории Ирана и Ирака, но и России, нельзя исключать, что Уорлик просто несколько раньше, чем следовало, озвучил намерения Вашингтона, заключает газета.
Тему продолжает в "Независимой газете" директор Института США и Канады РАН, член-корреспондент РАН Сергей Рогов. Он считает, что озабоченности Москвы в связи с односторонними решениями Вашингтона справедливы. Но ограничиваться одной лишь критикой неверно - пора уже выдвигать конкретные предложения о формах и методах сотрудничества по ПРО.
"Пора переходить от общих слов к обсуждению конкретных параметров двустороннего соглашения (радары, перехватчики, зоны ответственности и т.д.). Но этому соглашению можно было бы придать и многосторонний характер, чтобы совместное региональное ПРО с участием России и НАТО было бы одним из главных элементов новой общеевропейской системы безопасности", - пишет эксперт.
Такое сотрудничество, по его убеждению, может стать краеугольным камнем стратегической стабильности в XXI веке, каким был Договор по ПРО в конце прошлого столетия.