По предварительным данным, кандидаты консервативного, но соперничающего с президентом крыла иранского теократического режима, опережают сторонников Ахмади Нежада.
Экс-президент Ирана, а ныне глава совета целесообразности Али Акбар Хашеми Рафсанджани лидирует на выборах в Совет экспертов. Как отмечают обозреватели, этому способствовали высокая явка избирателей и новый альянс, созданный Рафсанджани и либералами. По словам корреспондентов, успех Рафсанджани, которого рассматривают как умеренного политика и союзника реформистов Ирана, открывает его политической жизни "второе дыхание" после поражения на президентских выборах 2005 года, пишет "Коммерсант". А Лидер радикальных консерваторов, духовный наставник Махмуда Ахмади Нежада аятолла Мохаммад Таги Месбах Язди идет в этой гонке только шестым.
Судя по всему, соперники президента не добились успеха и на выборах во многие муниципалитеты, включая крупнейшие города Ирана - Тегеран, Мешхед, Исфахан.
На выборах в местные органы власти группировке Махмуда Ахмади Нежада противостояла группировка еще одного консерватора и претендента на президентское кресло на выборах 2005 года Мохаммада Бакра Калибафа, который в настоящее время является мэром Тегерана (до своего избрания президентом именно этот пост занимал Махмуд Ахмади Нежад). По мнению наблюдателей в Тегеране, Калибаф, пользующийся поддержкой части неоконсерваторов, занимает более терпимую позицию по отношению к иранским реформаторам во главе с экс-президентом Мохаммадом Хатами. Согласно предварительным итогам выборов, сторонники Калибафа заняли 9 из 15 мест в городском совете Тегерана, таким образом лишив Махмуда Ахмади Нежада его прежнего оплота. Остальные шесть мест в столичном совете поделили между собой выдвиженцы Ахмади Нежада и реформаторы.
Относительная неудача сторонников Ахмади Нежада расценивается экспертами как признак разочарования беднейшей части населения страны, которая привела его на пост президента. Он слишком увлекся конфронтацией с Западом в ущерб выполнению предвыборных обещаний социального содержания. Обращает на себя внимание и высокая активность избирателей, 60% из которых проголосовали, что выше, чем обычно на подобных выборах.
Тем не менее, по мнению наблюдателей, в обозримом будущем речь может идти лишь об изменении нюансов в иранской политике. Радикального же изменение политики Тегерана, в том числе по "ядерному вопросу", не предвидится, пишет "Коммерсант". Все участники иранской политической жизни, кандидаты на выборные посты являются сторонниками исламской революции и не ставят под сомнение систему управления страной. Их разделение на консерваторов, либералов, реакционеров и так далее более чем условно.
Окончательные и официальные данные выборов будут объявлены через несколько дней.