Утром 22 июля, когда в лондонском метро был убит бразилец Жан-Чарльз де Менезес, глава Скотланд-Ярда писал письмо исполняющему обязанности министра внутренних дел Великобритании Джону Гиву, в котором утверждал, что будет достаточно внутреннего расследования этого убийства и вовсе не нужно проводить независимое внешнее расследование.
Согласно источникам в руководстве британской полиции, а также в правительстве, Иан Блэр считает, что расследование Независимой комиссии по жалобам на работу полиции может нанести вред национальной безопасности, а также разведывательным службам. Также, судя по всему, глава Скотланд-Ярда опасается, что независимое расследование может подорвать моральный дух элитного подразделения Скотланд-Ярда CO19, которое сегодня подвергается сильному давлению.
"Мы совершили ошибку, и нужно было немедленно приглашать Независимую комиссию по жалобам на работу полиции для проведения расследования", - говорит источник в полиции.
Позже в тот же день, после дискуссии между Ианом Блэром и Независимой комиссии по жалобам на работу полиции, глава Скотланд-Ярда был побежден. "Мы выиграли эту битву, - сообщил источник в британском правительстве. - Им пришлось пойти на это (независимое расследование), так как это четко оговорено законодательством".
Но вчера было обнародовано сообщение лондонской полиции, которое выявило тот факт, что, несмотря на соглашение по поводу независимого расследования, представителей Независимой комиссии по жалобам на работу полиции в течение трех дней не допускали на станцию метро Stockwell на юге Лондона, где был застрелен бразилец. Это противоречит обычной практике проведения расследований, когда представители Независимой комиссии появляются на месте происшествия уже через несколько часов после инцидента.
Также прошлым вечером в документах, которые получила в свое распоряжение телекомпания ITV News, была раскрыта информация об операции по наблюдению за зданием, которая предшествовала стрельбе в бразильца. Солдат находился возле многоквартирного здания, в котором, по мнению полицейских, жили двое подозреваемых в терроризме.
В тот момент, когда бразилец выходил из дома, солдат справлял нужду и поэтому не смог включить свою видеокамеру. "Я не смог подтвердить, был ли это один из наших подозреваемых или нет", - позже сообщил солдат, согласно документам, оказавшимся в телекомпании ITV News. Но солдат сообщил другим участникам группы наблюдения: "Кому-то еще нужно посмотреть на этого человека".
Это повлекло за собой слежку за Жан-Чарльзом де Менезесом, который сел в автобус и поехал на станцию метро Stockwell, где другие двое мужчин из группы наблюдения указали на бразильца сотрудникам полицейского спецподразделения. В момент выстрелов в нескольких метрах от Менезеса в вагоне поезда метро находились семеро переодетых полицейских агентов.
Сбивает с толку и тот факт, что солдат, который вел наблюдение возле здания, сообщил остальным участникам операции, что Менезес является мужчиной белой расы. Между тем человек, который подозревался в подготовке взрыва на станции метро Stockwell, был заснят охранными системами видеонаблюдения, и было видно, что он не относится к европеоидам.
Гарриет Вистрич, юрист семьи Менезес, заявил: "Сэр Иан Блэр должен уйти в отставку. Распространялась ложь, подобная той, которая звучала в заявлениях Иана Блэра, и никто не вмешался, чтобы опровергнуть эту ложь".
"С самого начала большинство высокопоставленных офицеров полиции и правительственных министров, в том числе и премьер-министр, заявляли, что смерть Жана-Чарльза - это несчастный случай, который произошел в условиях осуществления законной и необходимой политики. В контексте той лжи, которая сейчас открывается, эти заявления не выдерживают никакой критики и вызывают все большее беспокойство".
Двоюродный брат Менезеса, Алекс Алвес Перейра, сказал в интервью по телефону из Бразилии: "Полицейских, которые сделали это, нужно отправить в тюрьму пожизненно, потому что это убийство, и люди, которые отдали приказ стрелять, должны быть наказаны. Они убили его".
Перейра добавил, что и на главе Скотланд-Ярда, и на премьер-министре Тони Блэре также лежит вина за убийство его брата.
Согласно источникам в британском правительстве, в наблюдении за домом бразильца принимали участие солдаты специального армейского подразделения по осуществлению наблюдения, но общее руководство операцией осуществляла полиция.
После убийства бразильца глава Скотланд-Ярда Иан Блэр яростно отстаивает новую политику убийства полицейскими людей, которые подозреваются в том, что они являются террористами-смертниками, а также защищает офицеров спецподразделения, причастных к смерти бразильца.
"Они были уверены в том, что перед ними - террорист-смертник", - сказал глава Скотланд-Ярда. Он настаивает на том, что в ходе операции не было совершено опрометчивых действий, и единственным способом остановить террориста-смертника было застрелить его выстрелом в голову, а не подвергаться риску того, чтобы подозреваемый мог привести в действие взрывное устройство, которое, как считалось, могло находиться у него на теле.
Иан Блэр, который назвал убийство бразильца "напрямую связанным" с антитеррористической операцией, сказал: "Любая смерть вызывает глубокое сожаление, но, насколько я понимаю, поведение этого мужчины было провокационным, и он отказывался подчиняться инструкциям".