Глава Пентагона Леон Панетта в разговоре с изданием Foreign Policy признался, что в настоящий момент рассматривается возможность отправки военнослужащих на территорию ряда государств, где возможны новые вспышки антиамериканских выступлений. Речь, по словам Панетты, может идти о 17-18 странах, которые сейчас "в наибольшей степени находятся в зоне внимания". Он, впрочем, попросил не спешить с выводами о провале в этих странах борьбы за демократию, в обиходе получившей название "арабской весны": выступление кучки недовольных не отражает настроения всего общества.
Когда, куда конкретно и какой численности группы американских военнослужащих могут быть направлены для противодействия протестам, не сообщается. Впрочем, очевидно, что речь идет об арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки. В столицах же Ливии и Йемена группы по 50 "морских котиков" высадились еще на прошлой неделе. "Мы должны быть готовы на тот случай, если протесты выйдут из-под контроля", - пояснил Панетта решение об отправке спецназа.
Первое антиамериканское выступление, напомним, потрясло Каир, где толпа ворвалась на территорию посольства США, сорвала государственный флаг и попыталась водрузить на его место черный флаг "Аль-Каиды". Следующим нападению подверглось американское консульство в Бенгази, в результате которого погибли четверо сотрудников диппредставительства, включая посла США.
Далее нападению разъяренной толпы численностью, по разным данным, от нескольких сотен до нескольких тысяч человек подверглось посольство США в столице Йемена Сане. Затем антиамериканские протесты перекинулись и на другие мусульманские страны - Судан, Тунис, Ливан, а также Афганистан и Индию. Протесты прошли также в ряде стран Европы, в Австралии, Марокко, Пакистане, Катаре, Иордании, Индонезии. Арабские волнения сегодня в центре внимания российской прессы, обзор материалов - в "Заголовках".
Обаму раскритиковали, сравнив с Джимми Картером
Арабские волнения, вспыхнувшие всего за два месяца до выборов президента США, могут серьезно навредить Бараку Обаме, претендующему на переизбрание. Республиканцы получили повод критиковать внешнюю политику нынешней американской администрации и обвинять президента в нерешительности.
Антиамериканские выступления стали наиболее серьезным испытанием для внешней политики Обамы в этом предвыборном сезоне, пишет The New York Times. Многие аналитики задаются вопросом, достаточно ли он сделал для становления демократического общества в странах "арабской весны" и хорошо ли были продуманы все вопросы безопасности в этом регионе, отмечает издание.
"После того, как Обама уничтожил бен-Ладена, Каддафи, не допустил обострения с Ираном, могло показаться, что он полностью контролирует ситуацию. Теперь же Обама - это почти второе пришествие Джимми Картера", - заявил The New York Times эксперт American Enterprise Institute и сотрудник президентской администрации при Джордже Буше Майкл Рубин.
Во время президентства Картера в ноябре 1979 года в Тегеране было захвачено посольство США. Несколько десятков человек провели в плену больше года. Освободить заложников удалось только с приходом к власти Рональда Рейгана. По мнению многих американских аналитиков, именно этот дипломатический провал помешал Картеру пойти на второй срок.
Соперник Обамы на грядущих выборах решил воспользоваться случаем и разыграть ту же карту. Вскоре после того, как стало известно о нападениях на посольство в Каире и консульство в Бенгази, республиканец Митт Ромни выступил с гневным обращением, в котором обвинил президента-демократа в нерешительности. По словам Ромни, вместо того, чтобы жестко осудить нападения, администрация говорила об оскорбительном для верующих содержании фильма "Невинность мусульман".
Но здесь республиканец прогадал. Его выступление осудили даже некоторые однопартийцы, а пресса и вовсе обрушилась с критикой: как можно говорить о политике, когда погибли люди. Например, The Atlantic припомнил, что после провальной военной операции Картера по освобождению заложников в Тегеране даже его соперник Рейган не использовал эту неудачу в политических целях, а заявил о том, что в тяжелые времена нужно забыть о разногласиях.