Во вторник вечером зампред сенатского комитета США по иностранным делам, сенатор-республиканец Ричард Лугар выступил с предупреждением о том, что Россия претендует на потенциальные запасы нефти и газа в Северном Ледовитом океане и что интересам США может быть нанесен "прямой урон", если США срочно не ратифицируют Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года и не вступят в борьбу за полярные энергоресурсы.
Между тем ранее специальная комиссия ООН отвергла первый вариант российской заявки, в котором обосновывалась позиция Москвы на раздел прилегающих к Северному полюсу морей и территорий (от границы России с Норвегией на Кольском полуострове на западе и от оконечности Чукотки на востоке). Не исключено, что такая же судьба в случае обострения противоречий с США и другими претендующими на полярные ресурсы странами ожидает и вторую заявку России, которая предположительно будет готова в следующем году.
Чтобы претендовать на расширение границ своей экономической зоны в Арктике, Россия, ратифицировавшая Конвенцию в 1997 году, должна научно обосновать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы, пишет издание.
Газета отмечает, что хотя масштабы углеводородных запасов, хранящихся в полярных широтах, пока точно не изучены, речь идет о гигантском потенциале. По данным Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов Мирового океана (ВНИИ океанологии, Санкт-Петербург), в Северном Ледовитом океане за пределами 200-мильной экономической зоны Россия "с большой долей вероятности сможет прирастить континентальный шельф на 1,2 млн квадратных километров с потенциальными запасами углеводородного сырья в объеме не менее 9-10 млрд тонн условного топлива".
"Россия в рамках положений Конвенции заявила права на участки Северного Ледовитого океана в надежде застолбить потенциальные запасы нефти и газа, которые могут стать более доступными по мере уменьшения полярной ледяной шапки вследствие изменения климата", - заявил Лугар. По его словам, "если США не ратифицируют Конвенцию, Москва сможет предъявлять свои претензии без американского участия за столом переговоров".
Конвенция ООН по морскому праву, к которой на сегодняшний день присоединилось 140 государств, определяет внешнюю границу государства по 12-мильной зоне, а экономическую - по 200-мильной. Расширение экономзоны допускается лишь в случае, если границы континентального шельфа (подводная окраина материка) простираются за пределы 200-мильной экономической зоны.
По мнению эксперта "Объединенных стратегических консультантов" Льва Штехеля, ратификация США Конвенции на политике России никак не отразится, а что касается заявлений о том, что Москва пытается застолбить за собой ресурсы Северного Ледовитого океана, тем самым угрожая интересам США, то они некорректны. "То, что Вашингтон принципиально не поддерживал этот документ, является внутренним делом этого государства, - считает аналитик. - Однако это не дает официальным лицам страны никакого права обвинять остальных участников мирового сообщества в заговоре против национальных интересов США".