Jerusalem Post: сирийские хакеры обходят службу безопасности страны "Мухабарат"
Архив NEWSru.com
Летом 1995 года Башар Асад, очевидный наследник сирийского режима, прибежал на встречу между членами Сирийского компьютерного общества (СКО) и чиновниками партии "Баас" и приказал инженерам-компьютерщикам сделать то, чего они никогда не делали: подключиться к интернету. Когда они это сделали, он велел им сразу зайти на израильский сайт "Мир на Голанах" о коррупции режима его отца.

"Вы бы видели, как мы вспотели, – рассказывал в интервью через несколько дней Амир Салем, один из основателей компьютерного общества. – Мы были вынуждены перевести содержание сайта чиновникам "Баас". Это занятие было далеко не из приятных". Однако, добавил он, "хотя, может, выбор был и не правильным, это было начало". Слушая то, что переводили им компьютерщики, закостеневшие аппаратчики корчились в своих униформах, пишет израильское издание Jerusalem Post (перевод на сайте Inopressa).

Вплоть до этого неожиданного события сирийский режим считался одним из самых централизованных и замкнутых. "Мухабарат", секретная полиция, контролировала всю информацию, вытекающую из страны. Отслеживался каждый телефонный звонок, письмо или факс, и почти все подвергалось цензуре. Даже сегодня, по данным западных дипломатов в Дамаске, некоторые дипломатические послания, отправляемые по обычной или электронной почте, прибывают адресатам в урезанной форме. А иногда и вообще не доходят.

Однако эра интернета подкосила способность режима осуществлять полный контроль над информацией. Хотя доступ к интернету в Сирии ограничен, в основном, интернет-кафе, а цена служит барьером для многих, стоит только выйти в онлайн, и прочитать можно почти все.

Доморощенные хакеры сумели добраться даже до сайтов, заблокированных режимом. Из дамасских интернет-кафе можно свободно открыть сайт израильской газеты The Jerusalem Post – даже в лагере палестинских беженцев "Ярмук". Регулярно интернетом в Сирии пользуется 500 тыс. человек (из общего населения в 18 млн).

Салем основал СКО в 1989 году, несмотря на яростную оппозицию "Мухабарата". Ему разрешили это сделать потому, что компьютеры – это одно, а интернет, размах которого пугал "Мухабарат", это все же другое.

Первое робкое освоение интернета Асадом посеяло страх среди правящей клики его отца. "Правительство было более чем шокировано, – говорит Салем. – Они сказали нам, что мы сошли с ума. И до сих пор говорят то же самое".

"Мухабарат" предупредил, что государство наводнят шпионы и разорвут его на части благодаря информации, полученной из интернета.

"Мы ответили им, если проблема только в этом, то они не должны публиковать государственные секреты в сети".

При поддержке потенциального лидера, который спустя пять лет после этой судьбоносной встречи унаследовал власть от отца, началось медленное знакомство Сирии с интерактивным миром. В 1995-1997 годах СКО начал работать над формированием инфраструктуры сирийского интернета, подписав договор с государственной телекоммуникационной организацией Syrian Telecommunications Establishment об отмене регулирования доступа в интернет. К марту 1998 года правительство формально согласилось на открытие Сирии для интернета, несмотря на протесты "Мухабарата".

Однако только после смерти Хафеза Асада в июне 2000 года появились первые удаленные подключения вне находящихся под строгим контролем правительственных агентств. Развернулось наступление информации на режим, который постепенно осознавал, что его секретная полиция была права: сопротивляться потоку информации оказалось невозможно.

По словам Айссы Мидани, хай-тек консультанта и одного из директоров организации NOSSTIA, объединившей сирийских ученых, технологов и новаторов за границей, "теперь людской спрос на информацию превышает способность правительства предоставлять ее. Люди жаждут новостей".

Один из сайтов, которые "Мухабарат" до сих пор блокирует, это all4Syria.org, сайт Аймана Абделя Нура, один из самых популярных в стране источник новостей, предназначенный для тех, кто не доверяет государственным газетам. Региональное командование "Баас" запретило его сайт. Однако Абдель Нур обходит запреты и блокировки, меняя сервера и рассылая содержание сайта по адресам электронной почты.

Около 15 тыс. получателей переправляют письма своим друзьям, и Абдель Нур не уверен в точном количестве своих читателей. Абдель Нур делает свой сайт из дома в Дамаске. Его жена, которая находится на восьмом месяце беременности, шутит: "Он должен найти настоящую работу".

Однако Абдель Нур еще хранит надежду. Асад вычистил многие бюрократические пережитки режима. Поэтому Нур уверен, что в один прекрасный день его сайт "снова будет публиковаться открыто".

Когда сирийцы получат шанс читать этот сайт, это уже другой вопрос. В прошлом апреле замминистра коммуникаций и технологий Нибал Идлби заявил на технологическом форуме, что Сирия надеется достичь 20-процентного уровня пользования интернетом к 2013 году. Пока с сетью знакомы только 0,2% населения.

И пока иностранцы читают сирийские запрещенные сайты, большинство местных жителей даже не подозревают об их существовании.

В Дамаске есть один "сирийский еретик" по имени Аммар Абдулхамид – человек, который дает бесчисленные интервью иностранным журналистам, открыто поливая свое правительство, включая Асада.

На встрече в своем новом дамасском офисе на прошлой неделе он, ссылаясь на мафиозный тип правительства и неуклюжих лидеров, заявил: "Сирийский президент – это не Майкл Корлеоне, а его (бесталанный) брат Фредо".

Похохотав, он отвечает на вопрос, почему он до сих пор не мертв. (Новый любимец иностранных журналистов Абдулхамид дал десяток интервью в течение недели после того, как Сирия объявила, что выводит силы из Ливана). Он заявил, что у него есть "васта", или "крыша": его мать – известная сирийская актриса. "И, кроме того, меня никогда не просили дать интервью сирийской прессе", – добавляет он.