Глава иранского внешнеполитического ведомства посетил Россию в преддверии очередного раунда мирных переговоров по Сирии. Находясь в Москве, он опроверг информацию о якобы имеющейся заинтересованности Тегерана в приобретении российских систем противовоздушной обороны "Антей-2500".
Слухи о том, что РФ планирует предложить Тегерану такую альтернативу появились еще летом прошлого года. На днях информацию о том, что Тегеран якобы обсуждает с Москвой возможность приобретения новых систем, передало одно из иранских информагентств.
Его источники говорили о том, что делегация минобороны Ирана уже посетила Москву по этому вопросу и планирует приехать еще. В свою очередь Зариф заявил, что "эта альтернатива не отвечает потребностям" Ирана. "У нас было соглашение с Россией. Эта договоренность определяла наши потребности в одном определенном отрезке. Я думаю, что наши военные эксперты должны вместе поговорить, провести консультации и посмотреть, что можно было бы сделать", - сказал дипломат.
Контракт на поставку на 800 млн долларов С-300 был заключен в 2007 году. Спустя три года Дмитрий Медведев, будучи тогда президентом, отменил договоренность, сославшись на резолюцию 1929 Совета Безопасности ООН, вводившую очередной пакет санкций против Тегерана. Несмотря на то, что в относительно короткие сроки Москва вернула Тегерану сумму аванса в размере 167 млн долларов, Иран обратился в международный Третейский суд Женевы, требуя от РФ компенсации за срыв поставок.
Ситуация получила неожиданное продолжение: вместо 800 миллионов в иске фигурировала сумма в 4 млрд долларов. Как потом объяснял истец, суд проявил инициативу и включил в иск понесенные издержки - подготовку к постановке С-300 на вооружение - а также моральный ущерб и даже неустойки по ряду других военных контрактов.
Сам официальный Тегеран никаких подобных компенсаций не требовал, отмечали иранские власти. Эксперты между тем высказывали убежденность, что судебный процесс в принципе едва ли грозит отношениям двух стран: он, скорее, алиби для России - чтобы не платить неустойку, Москве придется по решению суда отправить Тегерану ЗРК, при этом формально не нарушив резолюцию Совбеза.
В качестве альтернативы поставкам С-300 Москва предлагала Тегерану еще один вариант - ЗРК "Тор-М1Э", однако Иран он не устроил. Между тем предполагалось, что на поставки "Антея-2500" Тегеран, скорее всего, согласится. На готовность к такому компромиссу косвенно намекал посол Ирана в РФ Сейед Махмуд Реза Саджади, заявивший, что иранские власти могли бы "проявить гибкость".