Консультантом по реализации этого плана является Оле Шоу, основатель и управляющий крупнейшего банка спермы в Европе, который называется Cryos International. Банк спермы был открыт в Дании в начале 1980-х, и сейчас Cryos экспортирует сперму в 40 стран мира, включая Соединенное Королевство и США. Шоу занимается составлением бизнес-планов, в которых оговариваются стоимость предприятия, расходы на аренду кораблей, зарплаты капитанам и команде и медицинские расходы.
Толчком для нынешней кампании стал дефицит доноров спермы в Великобритании. Клиники переживают проблемы, потому что в преддверии отмены анонимности донорства в следующем апреле потенциальные доноры отказываются сдавать сперму. По словам Шоу, ужесточение правил для клиник искусственного оплодотворения в Великобритании приведет к тому, что рынок "прибрежного" лечения будет очень большим.
Плавучие клиники смогут оказывать услуги по искусственному оплодотворению спермой анонимных доноров - что наиболее предпочтительно для бесплодных пар. Корабли смогут обходить и другие аспекты британских законов, вызывающих недовольство у бездетных пар: например, в Дании действует постановление о том, что замороженные эмбрионы должны уничтожаться через два года. Во многих странах действует запрет на выбор пола будущего ребенка. "Воспользоваться преимуществами законодательства о международных морских транспортировках не будет нарушением закона", - считает Шоу.
"Идея заключается в том, чтобы укомплектовать корабли профессионалами из той страны, около которой будет находиться корабль, - продолжает руководитель Cryos. - Для лечения и ухода британских пациентов будут наняты британские врачи. В Европе рынки спроса на такие услуги столь велики, что можно обустроить сотни кораблей. Самые крупные рынки - это Соединенное Королевство и Италия. Вопрос лишь в том, как быстро все это будет организовано. Финансирование проблемой не является, потому что это огромный рынок".
Соединенное Королевство переживает нехватку спермы. Сперма должна храниться в замороженном виде на протяжении шести месяцев, пока донор сдает анализы на ВИЧ, гепатит С и другие заболевания. Это означает, что донорам, которые сдадут сперму сейчас, все равно придется раскрыть свою личность после вступления в силу нового закона об отмене анонимности. Ребенок, рожденный в результате искусственного оплодотворения, со следующего апреля будет иметь право узнать, кто его биологический отец, как только он достигнет 18-летия, и сможет связаться с ним.
Некоторые британские клиники все же пытаются удовлетворить спрос на искусственное оплодотворение и обращаются за помощью к авторитетным банкам спермы, таким, как Cryos. Каждая партия импортируемой спермы лицензируется Управлением искусственного оплодотворения и эмбриологии. За шесть месяцев с июня по декабрь 2004 года британские клиники отправили 64 заявки на импорт спермы, а с января по март этого года (всего 3 месяца) - уже 62.
Cryos столкнулся с проблемами, пытаясь подчиняться строгим правилам, действующим в Великобритании в отношении импорта спермы: например, по британским законам один донор может стать отцом только для 10 детей. Со следующего года Cryos, который может похвастать 10 тыс. беременностей с 1991 года, уже не сможет оказывать содействие британцам, потому что почти все доноры Cryos - датчане, а датские законы предписывают сохранять анонимность доноров.
Соединенное Королевство - не первая европейская страна, изменившая законы о донорстве. Правила в отношении анонимности ужесточили Италия, Швеция (1985), Нидерланды (1993) и Норвегия (в этом январе). В результате наступило резкое сокращение доноров спермы и резкое увеличение количества бездетных пар, обращающихся в датские клиники, говорит Шоу. Его банк спермы расположен в датском университетском городе Аархус и не испытывает никаких проблем с нехваткой доноров спермы - ими становятся студенты.
Нехватка доноров спермы и то, что пары все же отдают предпочтение анонимным донорам, означает процветание черного рынка. Эта ситуация неприемлема, подчеркивает Шоу, указывая, что странам рано или поздно придется вернуться к анонимности донорства. Будут распадаться браки, так как женщина, мечтающая о ребенке, бросит бездетного мужчину.
Другие могут обратиться к небезопасным источникам спермы. В Дании, где недавно обсуждался вопрос о возможной отмене анонимности, один мужчина открыл частную службу осеменения, предлагая женщинам переспать с ними и оплодотворить их. "Это оказало большое воздействие на политиков", - отметил Шоу.
В Англии работают два сайта - Mannotincluded.com и Spermdirect.co.uk, которые, используя лазейку в законе, осуществляют доставку на дом свежей спермы анонимного донора, а женщина оплодотворяет сама себя. Однако нет никаких гарантий того, что свежая сперма не заражена опасными вирусами. Доноры могут находиться в инкубационном периоде заболевания, так что единственный безопасный способ - это заморозить сперму на 6 месяцев и затем заново ее обследовать. Сейчас Британия пытается составить закон, который приведет к закрытию таких сайтов.
В такой атмосфере корабли искусственного оплодотворения кажутся безопасным выходом для пар, которые хотят завести ребенка, уверен Шоу. "Я не имею ничего против подобных инициатив, потому что, на мой взгляд, то, что делается в Соединенном Королевстве и Италии, совершенно неправильно. Если они идут на такие строгие меры, не понимая, что происходит, тогда это просто глупо. Чтобы похвастать высокой моралью, они подталкивают людей к тому, чтобы те ехали за границу или шли на черный рынок. Я не понимаю, почему все это происходит в Соединенном Королевстве, потому что я всегда считал его либеральной страной, прислушивающейся к своим людям", - говорит он.
Корабли искусственного оплодотворения последуют по маршруту нидерландских кораблей абортов, которые стоят около Ирландии. Корабли будут подчиняться законам страны, под флагом которой они плавают. Возможности безграничны, уверен Шоу. У каждой страны есть такой закон, который некоторым кажется обременительным. В Дании есть закон, где говорится, что замороженные эмбрионы не могут храниться более двух лет. Пары, которые не хотят, чтобы эмбрионы уничтожали, смогут хранить их на корабле.
Сьюзен Синен из организации Infertility Network сообщила The Guardian, что получает много звонков от людей, заинтересованных в том, чтобы поехать на лечение за границу. "Многие пациенты обнаруживают, что их время на исходе, - говорит она. - В британских клиниках очередь может занять 5 лет. И нет никакой гарантии, что через пять лет найдется донор. А у многих женщин вообще нет пяти лет". Синен слышала о женщинах, которых вычеркивали из списка в возрасте 35 или 36 лет, сообщая, что к тому времени, когда они получат донора, они будут слишком стары для этой процедуры.
Соединенное Королевство начало кампанию по привлечению доноров спермы и яйцеклеток, указывает организация National Gamete Donation Trust, которая ответственна за эту кампанию. Это привело к повышению интереса, однако пока неясно, даст ли это значительное увеличение количества реальных доноров.
Центр репродуктивной медицины в Бристоле - одна из клиник, подавших заявку на покупку спермы у Cryos. "Мы переживаем сложности, - говорит директор Лиз Корриган. - Мы получаем сперму из-за границы, в основном из Дании. Получить сперму в Соединенном Королевстве довольно сложно. Мы надеемся, что у нас наступит улучшение в результате кампании".
Дефицит спермы: причины и следствия
В апреле 2006 года в Великобритании вступит в силу закон, отменяющий анонимность донора. До тех пор клиники могут использовать имеющиеся запасы. Но сперма должна замораживаться на шесть месяцев, пока донор проходит обследования на заболевания. Многие доноры не рады перспективе того, что, когда ребенку исполнится 18 лет, он сможет узнать, кто является его биологическим отцом.
Правительство выделило средства на финансирование кампании по привлечению доноров яйцеклеток и спермы, которую проводит National Gamete Donation Trust.
В Соединенном Королевстве донорам платят 15 фунтов "за раз", но один донор не может стать отцом более 10 раз. В Дании донорам платят около 50 фунтов в первый раз, а далее, если сперма имеет нужное качество, по 23 фунта за каждую сданную порцию. Ограничений на количество детей, биологическим отцом которого может стать донор, нет.
Законы Дании гарантируют донорам анонимность. Cryos утверждает, что будет очень сложно найти доноров, радующихся перспективе получить звонок от ребенка через 18 лет.