Сегодня утром госсекретарь США прибыл в Германию
Euronews
Сегодня в Берлине состоятся переговоры Герхарда Шредера с госсекретарем США Колином Пауэллом. О том, что будет обсуждаться в ходе этой встречи, пишет сегодня Berliner Zeitung (перевод на сайте Inopressa.ru).

Немецкое издание отмечает: если посещение министра иностранных дел федерального канцлера приковывает всеобщее внимание, то этот визит должен быть чем-то совершенно необычным. При этом Герхард Шредер ни в коем случае не собирается принимать Колина Пауэлла как президента, как считают некоторые. На переговорах министра иностранных дел США в администрации канцлера и в министерстве иностранных дел в эту пятницу речь пойдет о рутинных дипломатических делах. Но поскольку федеральное правительство обеспокоено налаживанием безоблачных отношений с Вашингтоном, первому визиту члена правительства США в Берлин с момента окончания войны Ирака придается высокое символическое значение.

Ирак был и остается самой важной темой визита, по крайней мере, об этом в преддверье визита сообщает федеральное правительство, пишет Berliner Zeitung.

США стремятся к быстрейшему принятию резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о восстановлении страны, в первую очередь для того, чтобы возобновить экспорт нефти. "Нефтяные резервуары практически заполнены", - сказал посол США в ООН. Ирак срочно нуждается в финансовых поступлениях от экспорта.

Германия, правда, высказала некоторые возражения против первого проекта резолюции, выдвинутого США, который отводил ООН в Ираке весьма скромную роль. Тем не менее, никто в Берлине не может сейчас позволить себе открыто критиковать американцев, чтобы снова не задеть их. "Мы придерживаемся прагматичной точки зрения", - смягчило свою прежнюю позицию министерство иностранных дел, поэтому в отношении частностей у нас нет "твердой позиции". Единственная важная вещь - это стабилизация положения в Ираке таким образом, чтобы ООН не осталась полностью в стороне от данного процесса. На это Пауэлл не сможет возразить, да и едва ли захочет.

Что касается участия в восстановлении Ирака, то Берлин занял по этому вопросу примирительную позицию. Жесткую точку зрения министра экономики и развития Хайдемари Вичорек-Цойль, мол, кто разрушил, тот и должен восстанавливать, Шредер и министр иностранных дел Йошка Фишер не разделяют. Даже участие бундесвера в подразделениях стабилизационных сил считается возможным. Однако данное решение еще не вызрело, и визит Пауэлла здесь ничего не изменит. В Берлине скорее ожидают улучшения климата, чем определенных политических решений.

И то и другое - трансатлантические отношения, а также новое сближение позиций по основополагающим вопросам - зависит, прежде всего, от ближайших встреч на высшем уровне. Шредер и президент США Джордж Буш обещали принять участие в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга, которое состоится в конце мая. Вскоре после этого они снова встретятся на саммите "Большой восьмерки" во французском Эвиане. Насколько при этом высока вероятность их сближения, к этому вопросу в администрации канцлера относятся как к государственной тайне. Шредер и Буш окажутся "одновременно в одном и том же месте" - и больше, мол, сказать нечего.

После того, как около года тому назад Буш выступил со своей исторической речью в бундестаге, он практически не общался со Шредером. Канцлер обиделся на американцев за их милитаристский курс в отношении Ирака, а Вашингтон - на федеральное правительство за его более или менее резкую антивоенную позицию. После переизбрания Шредера, что очень не понравилось американским консерваторам, они один раз общались по телефону, а на саммите НАТО в Праге в ноябре прошлого года обменялись кратким, ничем не обязывающим рукопожатием и улыбнулись друг другу.

Теперь Колин Пауэлл должен, если дела пойдут так, как хотелось бы немцам, растопить лед. Во всяком случае, его коллега Фишер во время иракского конфликта Ирака твердо верил в лучшие намерения и умеренность министра иностранных дел США. В четверг Пауэлл оправдал эти ожидания, когда он во время визита в Болгарию отверг деление Европы на старую и новую. Для США важна "единая и мирная Европа". То же самое мог бы сказать и Фишер.