"Для Эстонии, как государства, этот памятник символизирует 1944 год, когда одна оккупация сменилась другой. Для эстонцев это - противоречивый период времени, когда наши деды и отцы сражались по обе стороны линии фронта Второй мировой войны. Мне нравится образное выражение: "Война - это не дом торговли мундирами". Граждане маленькой страны, оказавшиеся между двумя линиями огня, между двумя фронтами, не могут каждый раз выбирать, в чьих мундирах, за кого и против кого воевать", - заявил президент Эстонии.
В свою очередь посол Эстонии в РФ Марина Кальюранд в среду в эфире радиостанции "Эхо Москвы" назвала памятник Воину-освободителю в центре Таллина "памятником оккупанту" и высказала мнение, что этот объект стал центром политической игры. По ее словам, эта политическая игра выражена тем фактом, что "у монумента собираются митинги с лозунгами и выкриками за Советский Союз". Глава эстонской дипмиссии напомнила, что такие митинги прошли в Таллине 9 мая и закончились столкновениями митингующих с полицией.
Между тем, отметила Кальюранд, "для Эстонии 1944 год - это год, когда одна оккупация ушла, а другая - пришла". "Монумент уже не является памятником воину, у него другое значение", - сказала посол. Ссылаясь на мнение некоторых историков, Кальюранд утверждала, что Красная Армия вошла в Таллин тогда, когда там уже не было фашистов. В то же время она подчеркнула, что Эстония "чтит память каждого солдата, который погиб в борьбе с фашизмом, будь он армянин, русский или еврей". Она заверила, что "все могилы (погибших во время Второй мировой войны) в полном порядке, как это предусмотрено международными конвенциями и нормами этики".
Планы эстонских властей демонтировать памятник советскому солдату в центре Таллина вызвали шквал критики в Москве. Российский МИД назвал решение парламента "кощунственной затеей". Наиболее радикальные депутаты даже предлагают порвать с Эстонией дипотношения и ввести экономические санкции.
В свою очередь спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил ИТАР-ТАСС, что Совет Федерации может отреагировать на принятие эстонским парламентом законопроекта, разрешающего снос памятников советским воинам. Отвечая на вопрос журналистов, как он относится к намерению эстонских политиков, Миронов заметил: "А как может относиться к этому сын фронтовика? Конечно, отрицательно".
"История не прощает таких безнравственных поступков", - подчеркнул спикер СФ. И обратил внимание на то, что подобные намерения лежат в области "морали и нравственности". Советские люди, добавил он, "заплатили своими жизнями за то, чтобы эстонские парламентарии имели сегодня право принимать такие решения. И если депутатам кажется, что они устанавливают какую- то историческую справедливость, то пусть они об этом помнят". Он убежден, что "историческое беспамятство не проходит бесследно". "Нас не может не волновать такая ситуация", - признал спикер и не исключил, что палата может отреагировать на решение эстонских депутатов.
Напомним, что 14 ноября парламент Эстонии принял в первом чтении законопроект "О защите воинских сооружений". В случае принятия закон позволит осуществлять перезахоронение останков, "если воинские могилы находятся в местах, где невозможно достаточно эффективно ухаживать за ними и рассматривать их как достойное место последнего успокоения". В то же время принятие этого закона в пакете с законом "О сносе непригодных сооружений", в Эстонии рассматривается как создание законодательной базы для перезахоронения советских солдат, лежащих в Братской могиле на холме Тынисмяги в центре Таллина, и демонтажа установленного в их честь монумента Воину-Освободителю. Госдума РФ пригрозила в случае принятия закона заморозить отношения с парламентом Эстонии.
Вопрос о будущем памятника советским солдатам в Таллине углубил раскол в эстонском обществе. В то время как русскоязычное население страны выступает за его сохранение, эстонские националисты выступают за снос или перенос монумента, который, по их мнению, является символом советской оккупации. Поправки в законопроекты эстонские парламентарии должны подать до 28 ноября. После этого руководство высшего законодательного органа страны назначит время проведения второго чтения. Всего для принятия законов нужно будет провести три чтения. Утвердить их должен президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес.