Двое граждан РФ обратились к государственной пограничной службе Украины с просьбой предоставить им политическое убежище
Reuters
Двое граждан РФ обратились к государственной пограничной службе Украины с просьбой предоставить им политическое убежище. Свое обращение они подали на одном из пропускных пунктов на границе с Россией.

"Было установлено, что данные граждане относятся к оппозиционному блоку Алексея Навального и за политическую деятельность подвергаются преследованию", - говорится в сообщении пограничной службы Украины.

В пресс-релизе ведомства отмечается, что граждане России, предъявив заграничные паспорта, сразу выразили желание получить защиту на территории Украины. Последовавшие фильтрационные мероприятия с ними проводили сотрудники Службы безопасности Украины.

Двоих граждан России пропустили через границу. По последним сведениям, свои вопросы они решают в установленном украинским законом порядке через миграционную службу. Имена этих россиян не называются. Сам Навальный и его представители пока никак не прокомментировали эту ситуацию.

По данным "Варламов.ру", эти два человека - IT-консультант Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Владислав Здольников и оппозиционный активист Александр Брусенцев. Причем, по их словам, никто из них не пытается получить политическое убежище, а украинские пограничники, наверное, что-то перепутали.

"Я в Украину не сбежал, а на время уехал, гуляю и пью тут. Убежище получать не планирую, как написали украинские погранцы. Мы пытались сейчас связаться с погранцами, чтобы они поправили все это, но пока ответа нет. Мы убежище никакое не получаем", - заверил Здольников.

Брусенцев, в свою очередь, также подтвердил, что они в настоящее время находятся в Киеве, при этом никакой речи о получении украинского убежища не идет. "Мы приехали сегодня ночью. Находимся на территории Украины как туристы, никакими "членами партии Навального" не являемся", - добавил он.

В разговоре с "Русской службе BBC" активисты уточнили, что покинули территорию России и выехали в Киев после того, как стало известно о жалобе, которую Роскомнадзор направил в МВД. В ней ведомство просило проверить сторонников ФБК, основанного оппозиционером Алексеем Навальным, так как считает, что они могут быть причастны к организации ложных блокировок интернет-сайтов.

Ранее, 15 июня, газета "Ведомости" со ссылкой на источник, близкий к надзорному ведомству, и человека, знакомого с руководителем Роскомнадзора Александром Жаровым, написала о том, что Роскомнадзор пришел к выводу, что активисты ФБК Александр Литреев и Владислав Здольников организовали ложные блокировки сайтов.

По данным издания, Роскомнадзор попросил МВД провести расследование ложных блокировок. На прошлой неделе некоторые сайты оказались недоступны, хотя не фигурировали в черном списке ведомства. Среди заблокированных были интернет-кинотеатр Ivi, панель управления хостингом в кабинете пользователей хостинг-провайдера Selectel, сайт издания "Медуза".

По версии Роскомнадзора, Литреев приобрел более десятка заблокированных, но уже не действующих ресурсов, не исключенных из черного списка Роскомнадзора. К ним, по мнению чиновников, "прикручивались" IP-адреса незаблокированных сайтов.

Литреев, по информации издания, признал, что действительно приобретал ресурсы, которые ранее были заблокированы, но использовать со злым умыслом их не собирался. Он объяснил, что приобрел адреса, чтобы проанализировать уязвимость на собственных ресурсах. Но вновь купленные им адреса очень быстро были удалены из реестра Роскомнадзора. О жалобах Роскомнадзора в МВД ни Литрееву, ни Здольникову неизвестно. При этом имя Александра Брусенцева в публикации издания о претензиях Роскомнадзора к ФБК не фигурировало.

На данный момент самым известным сторонником Навального, скрывающимся за границей, является исполнительный директор ФБК Владимир Ашурков. Он вместе со своей супругой Александриной Маркво получил политическое убежище в Великобритании в 2015 году.

В 2014 году Следственный комитет заинтересовался денежными переводами сторонников Навального на его счет в системе "Яндекс.Деньги". Следователи сочли мошенничеством предложенную избирательным штабом схему финансирования. Тогда муниципальный депутат Константин Янкаускас, лидер московской Партии прогресса, предприниматель Николай Ляскин и Ашурков перечислили по миллиону рублей на избирательный счет Навального.

После этого они обратились к сторонникам с просьбой компенсировать их расходы, перечислив любую сумму на Яндекс-кошелек штаба. Все средства они обещали потратить на политическую деятельность кандидата Навального.​ Следственный комитет счел такую схему нарушением порядка финансирования избирательной кампании и мошенничеством, совершенном организованной группой в особо крупном размере (ч.1 ст.141.1 и ч.4 ст.159 УК РФ).

Кроме того, супруга Ашуркова в России подозревается в мошенничестве и заочно арестована. В 2010-2014 годах ее агентство заключило 16 контрактов на 64 млн рублей по итогам открытых тендеров с департаментом средств массовой информации и рекламы Москвы и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям на проведению мероприятий по повышению престижа чтения в городских парках Москвы. Это был проект "Книги в парках" и несколько других крупных событий.

Дело против Маркво было возбуждено после публикации "Известий", утверждавших, что Кремль и московская мэрия финансировали Навального, поскольку исполнителем заказанных ими работ была компания "Бюро17", принадлежащая гражданской жене сподвижника оппозиционера, и запроса депутата Евгения Федорова, просившего проверить эту публикацию.

Тогдашний официальный представитель СК Владимир Маркин обвинил Маркво в том, что в организованных ею мероприятиях принимали участие писатели и деятели культуры, которые "все почему-то случайно оказались членами так называемого Координационного совета оппозиции, Лиги избирателей, в том числе писатели Дмитрий Быков, Лев Рубинштейн, Виктор Шендерович, Борис Акунин, телеведущие Михаил Шац и Татьяна Лазарева.

Писателей тут же начали вызывать на допросы, однако Лев Рубинштейн отказался отвечать, ссылаясь на статью 51 Конституции, позволяющую не давать показания против себя и своих родных, а Виктор Шендерович не явился, поскольку ему повестка не была передана лично.