Россия согласилась возобновить поставки в Европу, но вместо того, чтобы восстановить давление в украинской системе газопроводов, "Газпром" направил по трубам лишь одну пробную партию через газопровод, по которому снабжается Одесса, поясняет ситуацию американская The New York Times. Однако украинские власти отказались, заявив, что не хотят перекрывать газоснабжение собственных граждан, и Россия вновь приостановила поставки.
Политологи пояснили газете, что обе стороны не заинтересованы в урегулировании спора, поскольку с самого начала газовый вопрос был лишь предлогом. При этом газета привела выдержку из интервью с директором Института внешней политики МИДа Украины Григорием Перепелицей, в котором политолог утверждает, будто газовый спор - "продолжение российско-грузинской войны другими средствами". Таким образом, уверен Перепелица, Москва пытается дискредитировать украинских лидеров и проучить Центральную Европу за лоббирование приема Украины в НАТО.
В свою очередь, итальянская La Repubblica называет сложившуюся ситуацию с поставками газа не войной, а "газовой комедией". Мировая общественность стала свидетелем взаимных обвинений, заявлений, телерепортажей, телефонных переговоров. Тем временем Европа, с сожалением констатируют СМИ, демонстрирует абсолютное бессилие в этом "геогазополитическом балагане". Даже европейские наблюдатели, которых ЕС собирается слушать вместо лидеров "Газпрома" и "Нафтогаза", во время пробной закачки оказались не в тех помещениях газоизмерительных станций.
Эксперты теряются в догадках и полагают, что нынешняя ситуация вкупе с "рукой Вашингтона" выставила на посмешище ранее достигнутое соглашение, отмечает The Financial Times. А некоторые руководители, по свидетельству иностранной прессы, уже высказывают в кулуарах подозрение, Москва и Киев просто напросто действуют в сговоре. Цель - посеять хаос на рынках энергоносителей и искусственно раздуть цены на топливо, торговля которым выгодна им обоим. И действительно, информирует The New York Times, на спот-рынке Европы газ подорожал до трехлетнего максимума - 8,6 долларов за 1 млн БТЕ (британских тепловых единиц).