Законопроект о публикации списков агентов, который президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга три раза возвращала в сейм для повторного рассмотрения, так и не будет принят, поскольку новый парламент не вправе перенимать рассмотрение этого вопроса от 8-го сейма
RTV International
Эпопея с обнародованием картотеки бывших агентов КГБ в Латвии, похоже, завершилась. Законопроект о публикации списков агентов, который президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга три раза возвращала в сейм для повторного рассмотрения, так и не будет принят, поскольку новый парламент не вправе перенимать рассмотрение этого вопроса от 8-го сейма, сообщает в понедельник латвийская газета "Час".

Между тем левые парламентарии опасаются, что 9-й сейм захочет опубликовать содержимое картотеки. Как пояснил глава юридического бюро сейма Гунар Кусиньш, регламент сейма определяет порядок, согласно которому парламент принимает решения о перенятии законопроектов, не рассмотренных до конца сеймом предыдущего созыва. Однако этот порядок не относится к уже принятым или "возвращенным обратно в Сейм законопроектам", подчеркнул Кусиньш. Он также отметил, что если депутаты захотят, законопроект нужно будет написать заново.

"Решение по этому делу можно будет рассматривать после инициации нового законопроекта", - добавил Кусиньш.

Депутаты большинства фракций сейма были пока не готовы высказать мнение о дальнейших действиях в связи с публикацией так называемых "мешков ЧК", но ряд парламентариев считает, что "этот вопрос следует отложить". В свою очередь опрошенные "Часом" представители левой оппозиции считают, что "призрак законопроекта о публикации мешков КГБ" через какое-то время обязательно вернется.

"Новый сейм может возобновить рассмотрение этого вопроса, - сказал заместитель председателя фракции ЗаПЧЕЛ Юрий Соколовский. - Не исключено, что на какое-то время мы забудем об этой проблеме. Но не удивлюсь, если года через три какого-нибудь политика посетит свежая мысль: "А не опубликовать ли нам списки агентов КГБ?" Ситуация напоминает мне cюжет фильма "День сурка" - герой просыпается в один и тот же день и не может изменить течение времени. Так что я жду очередной инициативы о "придании гласности имен агентов КГБ", - подчеркнул Соколовский.

Тем временем заместитель председателя фракции "Новое время" Атис Кампарс считает, что в деле "мешков ЧК" пора бы поставить точку.

"Президент имеет право заблокировать принятие законопроекта, и она этим правом воспользовалась, - пояснил Кампарс. - Такая ситуация, когда глава государства думает так, а депутаты иначе - тоже нормальна. Это демократия. Надо искать компромисс. Мое мнение таково: в вопросе списков агентов КГБ надо поставить точку - или их опубликовать, или уничтожить, или, что тоже возможно, засекретить, чтобы никто туда не добрался. Сейчас в обществе этот вопрос неактуален. Молодые уже не помнят, что такое КГБ и его "мешки".

Напомним, дискуссия о необходимости обнародования данных о секретных агентах КГБ велась в Латвии с 1991 года. В 2004 году сейм Латвии официально подтвердил необходимость опубликования этих данных. Два года юридическая комиссия сейма обсуждала связанные с публикацией вопросы.

7 июня 2006 года латвийский сейм поддержал поправки к закону о статусе документов бывшего КГБ. Поправки в законодательство предусматривали публикацию картотек агентов КГБ в газете Latvijas vestnesis 1 ноября этого года вместе с большой пояснительной статьей. Предполагалось опубликовать всю картотеку - 4500 имен и фамилий, отчества, даты рождения, клички агентов, время вербовки, место работы на момент вербовки и дату исключения, если таковая есть.

Дополнительно предполагалось привести информацию о судебном приговоре, которым человек был признан или не признан агентом КГБ, а также о том, признался ли человек в сотрудничестве с КГБ.

Согласно латвийским законам, бывшие агенты советских спецслужб не имеют права избираться и быть избранными, поэтому опубликование фамилий бывших секретных агентов может нанести существенный удар по политической элите Латвии.

Против публикации "мешков КГБ" выступила президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. В своем обращении к депутатам она отметила, что "публикация данных об этих лицах (агентах КГБ) без уточнения, в раскрытии каких преступлений участвовало конкретное лицо, может поставить под угрозу неприкосновенность их личной жизни и физическую безопасность".