Взрыв произошел внутри джипа, в котором вместе с 51-летним Яндарбиевым находился его 13-летний сын Дауд и два охранника. Дауд вел автомашину, а Зелимхан сидел рядом.
Яндарбиева доставили в один из госпиталей Дохи "Хамат", где он и скончался. "Он умер", - сообщил Reuters официальный представитель катарской полиции Хаман Али аль-Мишад.
Как отмечает сайт чеченских сепаратистов, "Зелимхан и его сын Дауд возвращались после пятничной молитвы из мечети. Взрыв, как предполагается, произошел под днищем автомобиля. Яндарбиев скончался, не приходя в сознание".
Директор Московского бюро катарского телеканала Al-Jazeera Акрам Хазам подтвердил "Интерфаксу", что Яндарбиев скончался. "Погибли и все люди, которые находились с ним в машине: сын и двое охранников", - сообщил он.
Однако позднее телеканал Al-Jazeera сообщил, что сын Яндарбиева чудом остался в живых после покушения и сейчас находится в больнице, в отделении реанимации под усиленной охраной.
Как сообщил "Интерфаксу" официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко, "посольство Катара в Москве официально информировало МИД РФ о взрыве в Дохе автомобиля, в котором находился один из главарей чеченских террористов Зелимхан Яндарбиев. В тяжелом состоянии он был доставлен в больницу, где позднее скончался".
МВД Катара начало расследование обстоятельств произошедшего.
- Реакция спецслужб России на это покушение
- Россия три года требует выдачи Яндарбиева
- Уголовные дела Яндарбиева и связь с "Норд-Остом"
Бывший вице-президент самопровозглашенной республики Ичкерия, сподвижник Джохара Дудаева и один из апологетов религиозного экстремизма на Северном Кавказе, Яндарбиев уже три года проживает в катарской столице Дохе. Власти Катара предоставили ему убежище, хотя он объявлен Москвой в федеральный и международный розыск.
По одним данным, Яндарбиев все это время жил в гостинице, по другим - в предоставленном катарскими властями доме в дипломатическом районе. Ранее он с женой и тремя детьми жил в Арабских Эмиратах в городе Аль-Айне. Но однажды власти ОАЭ аннулировали его вид на жительство и, когда Яндарбиев возвращался из Пакистана, не впустили его в страну. Тогда Яндарбиев вылетел в Турцию, а затем обосновался в Катаре.
Яндарбиев находится в розыске. Россия неоднократно требовала его выдачи
Напомним, что Россия ранее неоднократно обращалась к властям Катара с просьбой экстрадировать лидера чеченских боевиков.
В ноябре 2002 года Катар уже заявлял, что рассматривает вопрос о прекращении пребывания на его территории бывшего президента Чечни Зелимхана Яндарбиева.
Однако государственный министр иностранных дел Катара Ахмед бен Абдалла аль-Махмуд отметил, что Яндарбиев находится в Дохе на положении "беженца без права политической деятельности".
В 2003 году Комитет СБ ООН по санкциям в отношении талибов, "Аль-Каиды" и связанных с ними лиц и организаций одобрил предложение России о включении Зелимхана Яндарбиева в список международных террористов.
Иными словами, "международное сообщество официально подтвердило прямую связь одного из главарей чеченских террористов с авангардом международного терроризма в лице талибов и "Аль-Каиды", отметили тогда в российском МИДе.
Это решение Комитета обязывало все государства-члены ООН незамедлительно заморозить счета и другие имущественные средства Яндарбиева, не допускать его въезда на свою территорию или транзита через нее, а также исключить оказание ему какой-либо материальной помощи или поддержки.
Однако Катар и тогда не выдал Яндарбиева.
Отметим, что Зелимхана Яндарбиева связывают давние партнерские отношения с лидером "Талибана" муллой Мохаммедом Омаром. В 1997-1998 годах, когда талибы уже контролировали практически всю территорию Афганистана, там побывали идеологи "нового исламского порядка" в Чечне Зелимхан Яндарбиев и Мовлади Удугов. В пригороде Кандагара прошла их встреча с муллой Омаром и Усамой бен Ладеном.
В январе 2000 года после новой встречи с Яндарбиевым, мулла Омар принял решение о признании "Талибаном" "независимости" Чечни и объявил об установлении "дипломатических отношений с правительством Аслана Масхадова".
Председатель комитета Госдумы по делам ветеранов, экс-директор ФСБ Николай Ковалев считает, что тяжелое ранение, которое получил в Катаре один из лидеров чеченских сепаратистов, бывший вице-президент Чечни Зелимхан Яндарбиев, произошло в результате кровной мести.
"Учитывая национальные традиции, я склонен предположить, что, скорее всего, это следствие кровной мести, которая никогда не забывается и передается из поколения в поколение", - сказал Ковалев "Интерфаксу".
Он напомнил, что по вине Яндарбиева "пролито огромное количество крови представителей различных тейпов Чечни".
Ковалев сказал, что он бы порекомендовал спецслужбам Катара, расследуя взрыв автомобиля, в котором находился Яндарбиев, "начать с проработки вопроса о том, какой из чеченских тейпов наиболее широко представлен в этой стране".
Другой источник в силовых структурах России заявил, что покушение на жизнь Зелимхана Яндарбиева в Катаре может быть связано "с разборками между лидерами чеченских террористов, а также их спонсорами". "Яндарбиев был в курсе финансовых потоков, которые шли из-за границы в Чечню бандформированиям. Сегодня из-за изменившейся ситуации многие зарубежные "спонсоры" чеченских террористов пересмотрели свое отношение к их финансированию, и такой свидетель, как Яндарбиев, стал для них просто опасен", - предположил источник.
Заместитель председателя правительства Чечни Адлан Магомадов также заявил ИТАР-ТАСС, что покушение на Яндарбиева, скорее всего, связано "с серьезными финансовыми разногласиями в стане экстремистов". По его словам, "главари боевиков часто проводят финансовые "разборки" в Чечне, теперь это противостояние вылилось и за рубеж". "По нашим данным, - заявил чеченский чиновник, - последние разногласия связаны с тем, что Удугов и Яндарбиев, получив на проведение терактов от экстремистских фондов одну сумму денег, довели до адресата в Чечне ее незначительную часть. И то, этим адресатом стал Басаев, а другие, в том числе Масхадов, "крепко обиделись".
Уголовные дела в отношении Яндарбиева
В Управлении Генеральной прокуратуры на Северном Кавказе все еще продолжается расследование уголовного дела в отношении Зелимхана Яндарбиева. Все необходимые документы для его выдачи России были отправлены в Катар, но ответ до сих пор не получен.
Яндарбиеву предъявлены обвинения по трем статьям Уголовного кодекса РФ - причастность к подготовке вооруженного мятежа в Дагестане (ст.279), соучастие в создании незаконных вооруженных формирований (ст.208) и посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов (ст.317).
С 9 октября 2001 года он был объявлен в международный розыск по линии Интерпола вместе с другими организаторами вооруженного вторжения в Дагестан осенью 1999 года - Асланом Масхадовым, Ахмедом Закаевым, Хожахмедом Нухаевым и Казбеком Махашевым.
Кроме того, в ходе следствия по делу о захвате заложников на Дубровке правоохранительные органы получили оперативные данные о причастности Яндарбиева к этому теракту.
В октябре 2003 года прокуратура Москвы официально сообщила, что в рамках расследования дела по факту террористической акции в Театральном центре заочно предъявлены обвинения террористам Яндарбиеву, Басаеву, Дудаеву и Закаеву.