Сотрудникам Пентагона приказано не читать доклад об издевательствах над военнопленными
RTV International
Американские военные допускали в отношении иракских заключенных издевательства и "вопиющие акты садизма".

Об этом говорится в 53-страничном внутреннем отчете вооруженных сил США о злоупотреблениях, допущенных в тюрьме "Абу-Грейб", расположенной приблизительно в 19 км от Багдада. Этот отчет был санкционирован командующим вооруженными силами США в Ираке генералом Рикардо Санчесом и проведен в феврале нынешнего года. Автор отчета - генерал-майор Антонио Тагуба.

Доклад не был предназначен для публикации. На нем стоит гриф "секретно/для служебного пользования". Однако ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКЛАДА все равно оказался в руках журналистов.

- Новые фотографии пыток иракцев потрясли сенаторов США

Выводы, к которым в своем отчете пришел генерал-майор армии США Антонио Тагуба, публикует сегодня NEWSru.com (перевод на сайте Inopressa.ru).

Доклад, также как и фотографии, который покажут американским сенаторам в среду, наглядно демонстрирует, каким невероятным издевательствам подврегались иракцы в "Абу-Грейб". В частности, американцы насиловали их раскаленными железными прутами.

Эксперты считают, что сексуальное унижение, как форма психологической пытки, является "исключительно эффективным" методом, так как "в мачистских (основанных на доминировании мужчины) культурах мужчина, подвергнутый акту содомии или сексуальному унижению, рассматривается как развратный, грязный человек", пишет французская газета Le Monde (перевод на сайте Inopressa.ru).

Если бы эти фотографии не стали достоянием общественности, полагают они, "весьма возможно, что ни один из этих пленных никому никогда бы не рассказал о том, что ему пришлось пережить, чтобы избежать бесчестия".

Комментируя фотографии из тюрьмы "Абу-Грейб", спецдокладчик ООН по проблемам пыток Тео ван Бовен также говорит об "эффективности" такого рода методов. По информации, "недавно" полученной от "заслуживающих доверия источников", говорит ван Бовен, "то, что происходит в тюрьмах Афганистана, особенно в Баграмской тюрьме, заслуживает еще большего внимания, чем то, что мы увидели в Ираке". У него есть также сведения о "сексуальных пытках" на морской базе Гуантанамо.

Руководство Пентагона организовало докладу Тагубы PR-кампанию

Полный текст доклада был впервые открыто опубликован на сайте телекомпании Fox. В связи с публикацией доклада, руководство Пентагона приказало личному составу армии держаться подальше от Fox News.

Несмотря на то, что этот телеканал известен своей поддержкой действий американской армии в Ираке, на этот раз руководство Fox News совершило поступок, крайне неприятный для американских военных: опубликовало отчет генерал-майора армии США Антонио Тагубы о зверствах американских военных в Ираке.

"ИНФОРМАЦИЯ, СОДЕРЖАЩАЯСЯ В ДОКЛАДЕ, ЗАСЕКРЕЧЕНА; НЕ ВЫХОДИТЕ НА FOX NEWS, ЧТОБЫ ПРОЧИТАТЬ ЕГО ИЛИ СКОПИРОВАТЬ" - такое распоряжение отдал один исполненный надежд представитель министерства обороны США в письме, запрещающем служащим Пентагона читать копию отчета генерал-майора армии США Антонио Тагубы, где описываются детали злоупотреблений, допущенных по отношению к заключенным в Ираке. Этот отчет был опубликован на сайте Fox News.

Электронное письмо, адресованное служащим Пентагона и помеченное "СРОЧНОЕ СООБЩЕНИЕ ПО IT (Информационные технологии)", запрещало служащим читать текст отчета на тех основаниях, что этот документ является засекреченным. Запрещалось также обсуждать эту тему с друзьями и членами семьи, пишет журнал Time (перевод на сайте Inopressa.ru).

Электронное письмо оказалось в распоряжении СМИ благодаря гражданскому служащему из США в Багдаде, не скрывающему своего презрения к "мастерам" из Пентагона.

В своем письме в редакцию Time он написал: "Просто удивительно, до какой глупости доходят в Пентагоне. Мало того, что они привлекли всеобщее внимание к этому отчету и к тому, где именно его можно увидеть. Ведь попытки надеть шоры на людей никогда не срабатывают".

Возможно отдавая себе в этом отчет, автор невероятного распоряжения пишет: "Будет проведено уголовное расследование в связи с утечкой информации. Если вы не владеете этим документом и не имели к нему легального доступа, пожалуйста, не усложняйте процесс расследования и не пытайтесь получить эту информацию".

В письме также содержались рекомендации, как не давать просачиваться взрывоопасной информации о тюремных издевательствах.




Выводы генерал-майора армии США Антонио Тагубы, расследовавшего случаи пыток в тюрьме "Абу-Грейб"

Выводы и рекомендации (злоупотребления в обращении с заключенными)

В настоящем расследовании рассматривались все факты и обстоятельства в связи с недавними заявлениями о злоупотреблениях, а именно заявлениями о плохом обращении с заключенными тюрьмы "Абу-Грейб" (центральное исправительное учреждение Багдада).

Служба криминальных расследований армии США (CID) под руководством полковника Джерри Моселло совместно с командой высокопрофессиональных агентов проделала серьезную работу по расследованию ряда сложных и крайне неприятных инцидентов, связанных с плохим обращением с заключенными тюрьмы "Абу-Грейб".

Они опросили около 50 свидетелей, потенциальных подозреваемых и заключенных. Они также обнаружили многочисленные фотографии и видеозаписи, натуралистично изображающие подробности злоупотреблений персонала военной полиции в обращении с заключенными во множестве эпизодов, имевших место с октября по декабрь 2003 года.

Некоторые из потенциальных подозреваемых полностью признали свое личное участие и участие своих товарищей в упомянутых инцидентах. Некоторые из потенциальных подозреваемых воспользовались своими правами согласно статье 31 общего кодекса военного права и пятой поправкой к конституции США.

В добавление к обстоятельному и исчерпывающему обзору их показаний и документальным свидетельствам мы также опросили многих офицеров, сержантов и солдат 800-й бригады военной полиции, а также представителей 205-й бригады военной разведки, работавших в этой тюрьме. Мы не сочли нужным повторно опрашивать всех тех многочисленных свидетелей, которые ранее уже предоставили CID исчерпывающие показания, эти показания я использовал в целях настоящего расследования.

Относительно части первой настоящего расследования мною были сделаны следующие выводы:

1. Пересыльная база "Абу-Грейб", центральное исправительное учреждение Багдада, обеспечивает безопасность криминальных и политических заключенных центрального исправительного учреждения Багдада, способствует проведению допросов для объединенного военного подразделенияения CJTF-7, оказывает поддержку прочим операциям в тюрьме и гарантирует безопасность и соответствующий уровень жизни солдат, служащих на ее территории с целью обеспечить успех операции по установлению свободного Ирака.

2. 205-я бригада военной разведки была назначена CJTF-7 в качестве командующей тюрьмой "Абу-Грейб" с 19 ноября 2003 года. Что 205-я бригада военной разведки проводит оперативные и стратегические допросы для CJTF-7. Что с 19 ноября вплоть до перехода управления 6 февраля 2004 года полковник Томас М. Паппас был командиром 205-й бригады военной разведки и командующим пересыльной базой "Абу-Грейб".

3. 320-й батальон военной полиции 800-й бригады отвечает за охрану лагерей Ганси, Виджилант и тюрьмы "Абу-Грейб". Что с февраля 2003 года до момента, когда он был освобожден от выполняемых обязанностей 17 января 2004 года, подполковник Джерри Филлабаум служил командиром батальона в 320-м батальоне военной полиции. Что с декабря 2002 года до момента, когда он был освобожден от выполняемых обязанностей 17 января 2004 года, капитан Дональд Риз служил командиром роты 372-й роты военной полиции, ответственной за охрану заключенных в тюрьме "Абу-Грейб". Как 320-й батальон военной разведки, так и 372-я рота военной полиции были дислоцированы на территории пересыльной тюрьмы "Абу-Грейб".

4. С июля 2003 года по настоящий момент бригадный генерал Дженис Л. Карпински была командиром 800-й бригады военной полиции.

5. С октября по декабрь 2003 года в тюрьме "Абу-Грейб" имели место случаи садизма и вопиющих злоупотреблений в обращении с некоторыми заключенными. Систематическое и незаконное плохое обращение с заключенными намеренно осуществлялось некоторыми представителями военной полиции (372-я рота военной разведки, 320-й батальон военной разведки, 800-я бригада военной полиции) в секции 1А тюрьмы "Абу-Грейб".

Заявления о злоупотреблениях были подкреплены детальными показаниями свидетелей и обнаруженными чрезвычайно натуралистичными фотоснимками.

Принимая во внимание специфический характер этих фотографий, продолжающееся расследование и перспективу уголовного преследования для некоторых подозреваемых, я не включаю доказательства в виде фотографий в текст своего доклада. Фотографии и видеозаписи можно получить в CID или в CJTF-7.

Помимо упомянутых выше преступлений были и другие случаи злоупотреблений, совершенных 325-м батальоном военной разведки, 205-й бригадой военной разведки и Центром по допросам и разбирательствам (JIDC). Так, 24 ноября 2003 года Лусиана Спенсер из 205-й разведывательной бригады, пытаясь унизить заключенного, заставила его раздеться и вернуться голым в камеру.

6. Я обнаружил, что намеренные злоупотребления в обращении с заключенными персоналом военной полиции включали в себя следующие действия:

a) различные избиения заключенных: пинки, пощечины, удары ногами по обнаженным ступням;

b) фотографирование и видеосъемки обнаженных заключенных мужского и женского пола;

c) насильственное помещение заключенных в различные позы, имитирующие половой акт для фотографирования;

d) принуждение заключенных к тому, чтобы они снимали с себя одежду и находились голыми несколько дней подряд;

e) принуждение заключенных мужского пола к ношению женского нижнего белья;

f) принуждение групп заключенных мужского пола к мастурбации, в то время как их фотографируют и снимают на видео;

g) обнаженных заключенных мужского пола сваливали в кучу и потом прыгали по ним;

h) обнаженного заключенного с надетым на голову пакетом помещали на упаковочный ящик, подсоединив к пальцам его рук и ног и к пенису провода для симуляции пыток электрошоком;

i) на ноге заключенного, обвиняемого в изнасиловании другого заключенного - 15-летнего, написали "Я - насильник" (по-английски "I am a Rapest" - написано с ошибкой) и потом фотографировали его в обнаженном виде;

j) прикрепляли цепь для собаки к ошейнику на шее обнаженного заключенного, женщина-охранник держала его при этом за цепь и позировала для фотографии;

k) охранник совершал половой акт с заключенной;

l) натравливали военных собак (без намордников) на заключенных, чтобы их запугать, по крайней мере в одном случае заключенный серьезно пострадал от укусов;

m) фотографирование мертвых иракских заключенных.

7. Эти выводы подкреплены многочисленными письменными признаниями некоторых подозреваемых, письменными свидетельствами заключенных и показаниями свидетелей.

8. В добавление к вышеперечисленному некоторые заключенные описали и другие случаи злоупотреблений. С учетом обстоятельств я считаю их показания достоверными, так как они отличаются ясностью и подтверждаются показаниями свидетелей. Они описывают следующие случаи:

a) на заключенных выливали жидкий фосфор из разбитых химических фонарей;

b) заключенным угрожали пистолетом;

c) обнаженных заключенных обливали холодной водой;

d) заключенных избивали рукояткой от швабры и стулом;

e) заключенным мужского пола угрожали изнасилованием;

f) охранник из военной полиции собственноручно зашивал рану заключенного, полученную после того, как его швырнули об стену камеры;

g) заключенного насиловали химическим фонарем и, возможно, ручкой швабры;

h) специально обученных военных собак натравливали на заключенных, запугивая их и угрожая им, в одном случае собаки искусали заключенного.

9. Я тщательно изучил показания, предоставленные заключенными, и счел их достоверными на основании их ясности и того, что они подтверждены показаниями свидетелей.

10. В противоположность выводам, приведенным в докладе майора Райдера, по моим заключениям представители военного расследования и других правительственных агентств США, ответственные за ведение допросов, активно выражали пожелания, чтобы охранники из военной полиции создавали физические и психологические условия, обеспечивающие наиболее успешное проведение допросов свидетелей. В отличие от выводов, к которым приходит майор Райдер, я считаю, что служащие 372-й роты и 800-й бригады получили указания изменить практику обращения с заключенными для "создания условий" для допросов военной разведки. Никаких прямых доказательств, что военная полиция принимала непосредственное участие в ведении допросов военной разведки, я не обнаружил.

11. К таким выводам я пришел на основании подтвержденного факта злоупотреблений и на основании следующих свидетельских показаний:

a) Сабрина Харман из 372-й роты в своем показании под присягой в связи с эпизодом с заключенным, которого поместили на ящик и прикрепили к его пальцам и пенису провода, сказала, что ее "задачей было не давать заключенным спать". Она заявила, что представитель военной разведки говорил с капралом Грейнером. Она сказала: "Военная разведка хотела, чтобы эти люди заговорили. В обязанности Грейнера и Фредерика входит содействовать военной разведке и другим агентствам, заставляя их говорить".

b) Сержант Джавал С. Дейвис из 372-й роты под присягой сказал следующее: "Я наблюдал, как пленников в подведомственной военной разведке секции 1А заставляли делать вещи, спорные с моральной точки зрения. Нам говорили, что в крыле 1А действуют другие правила и другой регламент обращения с заключенными. Я никогда не видел этого другого регламента или списка правил для этого крыла - они существовали только на словах.

За эту секцию отвечал капрал Грейнер. Он говорил, что агенты военной разведки просили его делать разные вещи, но никогда письменно, так что пожаловаться ему было не на что".

На вопрос о том, почему правила для 1А/В так отличались от правил в других секциях, сержант Дейвис заявил: "В остальных секциях находятся обычные заключенные, а в 1А/В заключенные, относящиеся к военной разведке".

Отвечая на вопрос, почему он не проинформировал начальство о тех злоупотреблениях, свидетелем которых он был, сержант Дейвис объяснил: "Потому что я думал, что, если бы они делали что-то необычное или неразрешенное, что-нибудь об этом бы сказали. К тому же эта секция принадлежала военной разведке, и создавалось такое впечатление, что они одобряли такое обращение с пленными".

Сержант Дейвис также рассказал, что слышал, как представитель военной разведки инструктировал охранников. По его словам, он говорил: "Сделайте этого парня поподатливее для нас. Пусть это будет худшая ночь в его жизни. Возьмите его в оборот". По его словам, такие наставления получили капрал Грейнер и старший сержант Фредерик.

Наконец, сержант Дейвис сказал следующее: "Насколько я понял, служащие военной разведки хвалили Грейнера за то, как он обращается с их заключенными. В качестве примера он приводил высказывания типа: "Молодцы, хорошо сработано, они ломаются очень быстро. Отвечают на все вопросы. Они рассказывают нужную нам информацию, наконец-то. Продолжайте в том же духе. Что-то в этом же роде".

c) Джейсон Кеннел из 372-й роты рассказал, что присутствовал при издевательствах над заключенными: "Я видел, что они раздеты, но люди из военной разведки велел нам забрать их матрасы, простыни и одежду". Он не мог вспомнить, кто именно из военной разведки дал ему такие распоряжения, но прокомментировал это следующим образом: "Если они хотели, чтобы я это сделал, им нужно было выдать мне письменное распоряжение". Позднее он узнал, что "нельзя делать ничего, что может смутить заключенных".

d) Адел Л. Нахла, гражданский переводчик, работающий на США по контракту, рассказывал о заключенных, обвиненных в изнасиловании: "Они (заключенные) все были раздеты, группа людей из военной разведки, люди из военной полиции тоже там были той ночью, и сержант Грейнер с сержантом Фредериком командовали заключенными, говорили им признаться, что они это сделали.

Они заставляли их проделывать странные упражнения, скатываться на животе, прыгать, обливали их водой, так что они намокли, обзывали их, называли их "геями", что они любят заниматься любовью с парнями, потом их сковали наручниками по рукам и ногам и сложили друг на друга, так что пенис того, кто лежал снизу, упирался в зад того, кто находился сверху".

e) Нил А. Уоллин из 109-го вспомогательного медицинского батальона, медик, засвидетельствовал: "В камерах 1А находились наиболее важные заключенные, а в камерах 1В наиболее опасные. Во время своего обхода я заметил, что как только новые заключенные попадали в тюрьму, некоторых из них заставляли носить женскую одежду. Как я думаю, для того, чтобы их сломить".

12. Я пришел к заключению, что до того, как быть задействованными в операции в Ираке, солдаты 320-го батальона и 372-й роты не получили соответствующей подготовки в работе с заключенными. Я также пришел к выводу, что служащие военной полиции не осведомлены о правилах Женевской конвенции в части, касающейся правил обращения с военнопленными. Более того, экземпляров текста Женевской конвенции вообще не было в доступе для заключенных или для военной полиции, либо таких экземпляров было очень мало.

13. Другой яркий пример недостатка взаимодействия между командованием бригады и солдатами - инцидент в тюрьме Кэмп Букка 12 мая 2003 года. Солдаты из 223-й роты доложили командованию 800-й бригады в Кэмп Букка о том, что четверо солдат из 320-го батальона избивали заключенных во время доставки в лагерь военнопленных. Расследование CID подтвердило, что это действительно имело место.

14. В этом случае против солдат были выдвинуты формальные обвинения и было проведено расследование под руководством подполковника Джентри. Он порекомендовал рассмотреть дело в военном суде, и это было одобрено бригадным генералом Карпински.

Несмотря на документально подтвержденный факт плохого обращения с пленными, нет никаких свидетельств того, что бригадный генерал Карпински пыталась напомнить солдатам 800-й бригады о требованиях Женевской конвенции в связи с правилами обращения с военнопленными или предприняла какие-то шаги, чтобы предотвратить такие инциденты в будущем.

Нет также сведений в пользу того, что подполковник Филлбаум, командир солдат, участвовавших в инциденте в лагере Букка, осуществил какие-то действия по обучению своих подчиненных правилам обращения с пленными.