Сиев, живущий теперь в пригороде французского Анжера, - один из последних чеченских беженцев, которым удалось попасть во Францию. По прибытии в Руаси он не был тут же отправлен обратно в Москву и даже сумел получить бланк заявки на предоставление убежища. Впрочем, он нетипичный путешественник, признает издание: вместо того чтобы отправиться в Европу из аэропорта Украины, Белоруссии, Молдавии или даже Турции и Египта, он купил билет из Москвы в Алжир с пересадкой в Париже. Такой необычный выбор оказался удачным.
В воскресенье, 27 января, Адам вылетел из Москвы, и через несколько часов самолет сел в Руаси. По совету своей 24-летней подруги Аси, живущей во Франции, он немедленно обратился к сотруднику полиции с просьбой об убежище. Его отвели в отделение полиции, отобрали паспорт, билет и мобильный телефон. О предоставлении убежища не хотели и слышать. Беженца препроводили к самолету, отправляющемуся в Алжир, - только по прилете он смог позвонить Асе. Французского Адам не знал, и переговоры с сотрудником Air France вела его подруга из Франции. Чеченцу удалось купить билет обратно, и новая пересадка в Париже стала для него последним шансом остаться в стране.
Однако когда Ася с подругой приехали встречать Адама, полиция арестовала их по подозрению в "содействии незаконному въезду и пребыванию" иностранца. "Нас обработали по полной программе: надели наручники, бесконечно допрашивали, дважды обыскивали, ночь держали под арестом", – рассказывает девушка. Сиев также оказался арестован - его поместили в зону ожидания, но он уничтожил свой паспорт, билеты и все, что указывало на его гражданство: теперь, чтобы посадить мужчину в самолет, отправляющийся в Москву, французским властям нужно было доказать, что он гражданин России. На этот раз у него было время и возможность заполнить бланк заявки на предоставление убежища. Возможно, ему все же откажут в убежище и вышлют на родину, рассказывает Le Monde, однако пока по решении судьи мужчину выпустили на свободу.
Сиеву действительно помогло чудо: с 1 февраля во Франции введено обязательное требование иметь транзитную аэропортовую визу, что подавляющему большинству чеченцев не дает возможность уехать из России. "Эта мера только увеличит количество нелегальных методов и тайных обходных путей", - цитирует газета координатора Чеченского комитета Мартена Росло. По его мнению, "чеченцы и дальше будут бежать" - отвадить тех, у кого есть "серьезные и уважительные причины" просить политического убежища, не получится.