Вердикт огласил во вторник, 12 апреля, международный трибунал, созданный при посредничестве Постоянной палаты третейского суда в Гааге. "У Китая не было законных оснований заявлять исторические права на добычу ресурсов в пределах линии "девяти пунктиров", - говорится в заявлении суда, которое цитирует Reuters. Решение было принято по иску Филиппин, которые наряду с КНР претендуют на спорные территории в Южно-Китайском море.
Судьи подчеркнули, что "претензии Китая на территории в соответствии с линией "девяти пунктиров" противоречат Конвенции ООН по морскому праву" и "ни один из островов Спратли не дает права Китаю на экономическую зону в радиусе 200 миль", сообщает ТАСС.
В 497-страничном вердикте отмечается, что Китай нарушает суверенные права Филиппин, проводя поиски природных ресурсов на шельфе Рид-Банка. Суд также признал, что КНР мешал филиппинскому рыболовному промыслу. Кроме того, в документе говорится, что строительство Китаем искусственных насыпных островов в районе спорных островов Спратли приносит экосистеме коралловых рифов "непоправимый ущерб".
Филиппины приветствовали решение суда, сообщает Reuters.
В МИД КНР заявили, что вердикт не повлияет на суверенитет Китая в Южно-Китайском море. "Территориальный суверенитет, а также права и интересы Китая в Южно-Китайском море ни при каких обстоятельствах не будут затронуты таким судебным решением. Китай выступает против и никогда не примет каких-либо требований или действий, основанных на этом решении", - говорится в заявлении внешнеполитического ведомства, опубликованном Xinhua.
В иске оспаривалась законность так называемой девятипунктирной линии, обозначающей китайские притязания в Южно-Китайском море, отмечает РБК. КНР обосновывает свои территориальные претензии на эту территорию тем, что якобы она исторически находилась под контролем китайцев. В частности, согласно официальной позиции Пекина, риф Скарборо был открыт китайскими мореплавателями около двух тысяч лет назад.
В 1947 году Китай выпустил карту, согласно которой под его контролем находилось порядка 3,6 тысячи кв. км акватории Южно-Китайского моря, в том числе острова Спратли и Парасельские острова.
Что стало поводом для иска Филиппин
В конце 2012 года два патрульных катера КНР помешали филиппинской стороне арестовать китайских рыбаков, чьи лодки находились неподалеку от рифа Скарборо. После этого в январе 2013 года Филиппины подали на Китай жалобу в Постоянную палату третейского суда. Иск состоял из 15 пунктов. В частности, Филиппины указали, что действия КНР и ее посягательство на 90% территории Южно-Китайского моря нарушают Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.
Китайские власти с самого начала отвергли возможность решения спора в международном арбитраже. В декабре 2013 года в Пекине заявили, что будут игнорировать любые постановления суда, поскольку, по мнению руководства КНР, они будут затрагивать вопросы государственного суверенитета, на которые у суда нет юрисдикции. Решить спор Китай предлагает посредством прямых переговоров заинтересованных сторон.
Тем не менее в конце октября 2015 года ППТС объявила, что обладает необходимыми полномочиями для рассмотрения дела в отсутствие китайских представителей. В палате подчеркнули, что решение не будет касаться принадлежности островов и рифов, а будет связано с применением Конвенции ООН по морскому праву для определения прав на экономическое использование территорий в соответствии с географическими характеристиками.
Исход тяжбы может сказаться на отношениях Китая и США
Между тем исход длительной тяжбы Филиппин с Китаем может сказаться на китайско-американских отношениях чуть ли не на 30 лет вперед, пишет обозреватель The Daily Beast Гордон Дж. Чанг. Хотя США не являются стороной судебного процесса, в последние недели Пекин беспрерывно критикует Вашингтон в связи с разбирательством, говорится в статье, переведенной InoPressa.
Многие предполагают, что Китай резко среагирует на решение арбитража. К примеру, объявит Южно-Китайское море опознавательной зоной своей ПВО. Такой шаг станет прямой угрозой миру и стабильности в регионе, а также нарушением свободы аэронавигации, считает автор статьи.
Чанг отмечает, что "наступление Китая на глобальное достояние станет очевидным вызовом в адрес США". Последние 200 с лишним лет США последовательно защищают международные воды и воздушное пространство, напоминает обозреватель.
Еще более провокационный шаг - "освоение" отмели Скарборо, к которому может приступить Китай, продолжает автор. КНР захватила эту отмель в 2012 году, нарушив соглашение, заключенное при посредничестве США. Отмель долгое время считается частью Филиппин, напоминает журналист. Возможно, Пекин также раздумывает об изгнании филиппинских войск со "Второй отмели Томаса".
КНР придерживается тактики создания искусственных островов
С конца 2013 года Китай проводит масштабные гидротехнические и строительные работы по созданию искусственных островов в Южно-Китайском море. Пекин утверждает, что возводит эти объекты с исключительно мирными целями и не намерен размещать на них военных. Но американские власти, которые являются главными критиками строительства, сомневаются в правдивости заявлений КНР.
Через Южно-Китайское море проходит почти треть мирового морского грузопотока, а шельф расположенных там островов богат нефтью. В 2002 году претендующие на территории страны приняли Кодекс поведения в Южно-Китайском море, в котором говорилось о необходимости решать проблему спорных территорий дипломатическими средствами. Однако принятие документа не сильно помогло в решении споров.
На острова архипелага Спратли в Южно-Китайском море претендуют сразу шесть государств: Вьетнам, Китай, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней. В 1988 году архипелаг стал местом ожесточенных столкновений Китая и Вьетнама. На 21 острове архипелага держит свои гарнизоны Вьетнам, Филиппины - на восьми, Малайзия - на трех. Тайвань контролирует ключевой и самый крупный остров, превращенный в укрепленную военно-воздушную и военно-морскую базу. В 2012 году Китай "в подтверждение своей твердой позиции" построил в другой части архипелага "город" Саньша с населением в 1 тысячу человек, разместил там военный гарнизон "дивизионного уровня", отвечающий за безопасность акватории, по разным данным, от трех до девяти островов архипелага.