"Агрессия России против Украины привела к международной изоляции России, включая полное приостановление практического сотрудничества с НАТО. Для того чтобы отвлечь внимание от своих действий, Россия выдвинула ряд обвинений против НАТО, основанных на неверной интерпретации фактов и упускающих из виду постоянные усилия НАТО по развитию партнерства с Россией. Россия также выступила с безосновательными выпадами против легитимности властей Украины и применила силу в целях захвата части территории Украины", - утверждает альянс в преамбуле. Затем взаимоотношения с Россией разбирают по пунктам, в том числе конфликтные вопросы расширения альянса и европейской ПРО, законности действий Альянса в Ливии и Косово, утверждения о нелегитимности властей Украины и законности крымского референдума.
Так, позиция по референдуму в Крыму такова: он незаконен, так как вопросы об изменении территории Украины по конституции страны решаются на всеукраинском референдуме. А полномочия властей региона также должен утверждать парламент Украины.
Раду в НАТО считают легитимной, и напоминают в связи с этим, что состав парламента был избран 28 октября 2012 года. МИД России заявило в тот момент, что выборы прошли "в спокойной обстановке без каких-либо эксцессов и соответствовали общепринятым стандартам", и "подтвердили приверженность Украины нормам демократического, правового государства".
Помимо этого, НАТО оспаривает точку зрения России о том, что присоединение Крыма к РФ оправдывает решение Международного суда по независимости Косово. "Суд четко заявил, что его мнение не было прецедентом. Суд заявил, что ему был поставлен "ограниченный и конкретный" вопрос о независимости Косово, под который не подпадают более широкие правовые последствия", - говорится в документе. Также подчеркивается, что процесс провозглашения независимости Косово длился несколько лет при постоянном участии ООН.
Расширение на восток и ПРО в Европе
Документ отвергает российскую точку зрения на такие вопросы, как, в частности, расширение военной инфраструктуры НАТО на восток и развертывание там своих войск.
"Такое обязательство (со стороны НАТО) взято не было, и не было предоставлено никаких доказательств, подкрепляющих российские претензии. Если бы такое обещание было дано НАТО, оно должно было бы быть письменно оформлено в виде официального решения всех членов НАТО", - отмечают авторы документа.
Они также не согласны с утверждением российской стороны, что НАТО игнорировала ее озабоченность в связи с противоракетной обороной. "НАТО не игнорировала вопросы, вызывающие озабоченность у России. Напротив, она постоянно искала возможности сотрудничества с Россией в области противоракетной обороны.
На встрече в верхах в Лиссабоне в 2010 году главы государств и правительств стран НАТО "решили разработать потенциал противоракетной обороны для защиты всего населения, территорий и сил стран-членов НАТО в Европе и пригласили Россию сотрудничать с нами". Об этом было вновь заявлено на Чикагском саммите в мае 2012 года, где руководители подчеркнули, что НАТО "остается приверженной сотрудничеству по противоракетной обороне в духе взаимного доверия и взаимности", и четко заявили, что ПРО НАТО "не будет подрывать российские средства стратегического сдерживания". Альянс также напоминает, что России предлагали режим прозрачности, "включая создание двух совместных центров противоракетной обороны Россия-НАТО. Россия отказалась от этих предложений".