Однако кремлевский источник "Ведомостей" выразил уверенность, что прибытие российского президента на территорию одной из конфликтующих сторон могло быть превратно истолковано как в Турции, так и в Сирии. Газета напоминает, что на прошлой неделе Анкара вмешалась в сирийский конфликт - после того, как снаряд, вылетевший с сирийской территории, убил и ранил людей в Турции. Ее военные открыли ответный огонь. С тех пор подобные вооруженные инциденты происходят регулярно.
Турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган указывал, что это не означает объявления войны Сирии, однако в жестких формулировках призвал президента этой страны Башара Асада оставить пост, говорится в статье. Позиция совершенно понятная - поддержка Асада, а на переговорах с Эрдоганом пришлось бы искать компромисс, пояснил изданию член правления Центра Карнеги Алексей Малашенко. Разговор Путина и Эрдогана по Сирии вышел бы жестким, российский лидер не получил бы от него позитивного результата, заключил эксперт.
Сам Башар Асад в интервью турецкой газете "Айдынлык" заявил следующее: "У нас нет никаких проблем с турецким народом и военными. Сирия не проявляла враждебность по отношению к Турции, всегда относилась к ней по-братски. У нас имеются проблемы с турецким правительством, из-за позиции которого мы испытываем проблемы на границе с Турцией", - цитирует в четверг РИА "Новости".
Высокопоставленный турецкий дипломат подтвердил Hürriyet Daily News, что сирийский кризис был на повестке дня среди прочих важных тем. Основное же внимание стороны планируют уделить сотрудничеству в газовой и энергетической сферах, сказал он. Дипломат при этом опроверг сообщения некоторых СМИ о том, будто Путин в ходе визита предложит Турции вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). В данный момент, напомним, Турция наравне с Белоруссией и Шри-Ланкой имеет статус партнера по диалогу. В ШОС же, помимо России, входят Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
Трения между Россией и Турцией из-за перехваченного самолета
Турецкий дипломат уточнил, что Путин и Эрдоган договорились о переносе визита российского президента по телефону 9 октября. Совпало так, что уже на следующий день у России с Турцией возникли дипломатические трения. Турецкие ВВС перехватили пассажирский самолет сирийской авиакомпании, летевший в Дамаск из Москвы, и вынудили его приземлиться в Анкаре.
Обыск самолета продолжался около пяти часов, сообщает Русская служба BBC. При досмотре воздушного судна, на борту которого находились 37 человек, в том числе 17 россиян с детьми, был обнаружен груз, предположительно, военного назначения. По сведениям ИТАР-ТАСС, сотрудники таможни и контртеррористических служб вынесли из самолета более десятка запечатанных контейнеров, в которых, по не подтвержденной пока информации, находились армейские средства связи и детали вооружения.
Заведующая консульским отделом посольства РФ в Анкаре Елена Кара-Сал сообщила в четверг "Интерфаксу", что груз, изъятый турецкими властями с борта сирийского самолета, не имеет российского происхождения. Вместе с тем высокопоставленный представитель в одной из структур, занимающихся экспортом вооружений, заявил агентству: "Ни оружия, ни каких-то систем и агрегатов для боевой техники на борту пассажирского самолета не было и быть не могло".
Он отметил, что Россия не приостанавливала военно-техническое сотрудничество с Сирией. "Если бы была необходимость поставить в Сирию какое-то военно-техническое имущество или вооружение это делалось бы установленным порядком, а не нелегальным путем, тем более с использованием гражданского борта", - сказал источник агентства. При этом сообщение вышло под таким заголовком: "Российские спецэкспортеры не имеют отношения к имуществу, которое находилось на борту самолета, выполнявшего рейс Москва-Дамаск".
В общей сложности задержка Аirbus А-320 "Сирийских авиалиний" составила девять часов, уточняет ИТАР-ТАСС. В конце концов самолет с пассажирами продолжил полет в Дамаск.
Российское посольство в Анкаре потребовало от МИД Турции разъяснений по поводу перехвата - первого за все 19 месяцев, что в Сирии продолжается мятеж против правления Башара Асада. В свою очередь глава турецкого внешнеполитического ведомства заверил, что инцидент "на данном этапе не повлияет на турецко-российские отношения".
"У России на Ближнем Востоке остался только Башар Асад"
Между тем в среду, 10 октября, Владимир Путин принял в своей подмосковной резиденции Ново-Огарево премьера Ирака Нури аль-Малики. Основными темами переговоров стали сотрудничество в нефтегазовой сфере, электроэнергетике и строительстве, передает Первый канал. Обсуждалась и международная тематика, в том числе ситуация в Сирии. Как отмечает РБК daily, позиции России и Ирака по прекращению войны схожи: политики обеих стран настаивают на мирных переговорах.
Комментируя эту встречу, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов сказал Business FM: "То, что Ирак хочет диверсифицировать свои связи, в том числе и за счет России, нам на руку. Вернуть позиции, которые были когда-то в Ираке, конечно, не удастся, это уже другая совсем ситуация, но определенное возвращение и в нефтегазовый сектор, и в сектор торговли оружием вполне возможны".
По его словам, в ближневосточном регионе в целом все постепенно приходит в хаотическое состояние, и сам ход событий выдавливает оттуда Россию. "Башар Асад последний остался, но, скорее всего, не очень надолго. Поэтому там как раз неблагоприятная крайне обстановка", - оценил эксперт.