Издание считает, что, если следовать версии источников о намерениях Путина, его отказ ехать в Исламабад мог быть связан с опасениями осложнить фактом приезда отношения с антагонистом Исламабада - Индией, а также с нежеланием Пакистана отдать "Газпрому" контракт на строительство пакистанской ветки газопровода Иран-Индия.
На саммит так называемый "душанбинской четверки" (Россия, Пакистан, Афганистан и Таджикистан) возлагались большие надежды из-за места проведения: впервые мероприятие должно было пройти в Пакистане - на территории влиятельного игрока в регионе. Кроме того, Исламабад надеялся "на полях" саммита дать старт перезагрузке российско-пакистанских отношений, остававшихся сложными долгие годы.
Объявляя об отмене намеченного на начало октября саммита, представитель МИД Пакистана Моаззам Хан сообщил, что новые даты проведения форума пока не определены и будут согласованы позже по дипломатическим каналам. Помимо этого, в Исламабаде заявили о том, что Путин послал письмо президенту Пакистана Асифу Али Зардари, в котором высказал надежду на сотрудничество и пригласил его с визитом в Россию.
Одной из ведущих версий причин отказа Путина от участия в саммите аналитики называют отсутствие договоренности об участии "Газпрома" в строительстве пакистанской ветки газопровода Иран-Индия (IPI). "Газпром" неоднократно проявлял активную заинтересованность в участии в проекте, предлагая финансировать часть строительства в обмен на долю в IPI, напоминает "Коммерсант". Однако Пакистан до сих пор настаивал на проведении тендера, что, по понятным причинам, вызвало разочарование российского газового гиганта.
Песков опровергает: Путин и не собирался ехать в Пакистан
Несмотря на то, что информированные источники подтвердили "Коммерсанту", что поездка Путина в Исламабад ранее планировалась, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков опроверг эти сведения. Он пояснил, что плотный график российского лидера не смог бы вместить этот визит. В то же время Песков не исключил, что в будущем будет обсуждаться возможная дата официального визита президента в Пакистан.
Эксперты между тем отмечают, что пакистанская общественность очень болезненно отреагировала на отказ Путина от участия в саммите. По словам ведущего эксперта базирующегося в Исламабаде исследовательского центра Project for Pakistan in the XX Century Ахмеда Куреши, в решении президента увидели отголоски прошлых сложностей в отношениях.
Напомним, что напряженные отношения России с Пакистаном улучшились совсем недавно - после решения Исламабада присоединиться к международной борьбе с терроризмом. В 2007 году премьер-министр РФ Михаил Фрадков посетил Пакистан с официальным визитом, он стал первым главой правительства, приехавшим в Исламабад за 38 лет. Тогда Фрадков провёл встречи с президентом Первезом Мушаррафом и премьер-министр Шаукатом Азизом, обсудив перспективы экономического сотрудничества между странами.
Два года назад занимавший тогда должность премьера Владимир Путин дал понять, что Россия не будет развивать стратегические и военные связи с Пакистаном из-за дружественных отношений с Индией. Но уже в прошлом году позиция Москвы кардинально изменилась: Путин официально поддержал пакистанскую заявку на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и объявил, что Пакистан является важным партнером России в регионе.
По данным Ахмеда Куреши, в настоящее время администрация президента Зардари и МИД делают все, чтобы Путин в ближайшее время все-таки посетил Пакистан. "Коммерсант" выяснил, что пока российская сторона готова рассмотреть лишь визит в Исламабад главы МИД РФ Сергея Лаврова.