На условиях анонимности источники заявили, что в течение 5 лет численность армии будет доведена до 1,85 млн человек. Согласно выпущенному в мае докладу Совета по международным отношениям, правительство Китая тратит на оборону до 60 млрд долл. в год, что сравнимо с военными расходами России.
Военная модернизация происходит в момент, когда страна стремится превратить свою экономическую мощь в геополитическое влияние.
По оценке Всемирного банка, сейчас китайская экономика по своему размеру занимает шестое место в мире. Китайские интересы, когда-то ограничивавшиеся Азией, сегодня простираются за моря. Более 50 нефти импортируется с Ближнего Востока, а китайские энергетические инвестиции охватывают страны от Судана до Венесуэлы и Казахстана.
Хотя экономические успехи здесь заметны, модернизация армии кажется чем-то призрачным. В конце апреля 70 матросов и офицеров погибли на подводной лодке во время аварии, названной Китаем самой серьезной в истории вооруженных сил страны. По мнению Совета по международным отношениям, Китай далек от того, чтобы стать мировой военной державой, и почти на двадцать лет отстает от США в области военных технологии и обороноспособности.
Западные и китайские источники заявили, что сокращение армии было одобрено в ноябре на 16 съезде компартии, а затем на совещании Центральной военной комиссии, высшего военного органа страны.
В речи 23 мая президент Ху Цзиньтао намекнул на грядущее сокращение, приказав армии работать над созданием резервных подразделений и искать работу для демобилизованных военных. Выступая на заседании Политбюро, Ху говорил о необходимости изучить опыт "современных армий мира", явно имея в виду США, и совершить "скачок в области модернизации национальной обороны и вооруженных сил".
Ссылаясь на источники в вооруженных силах Китая, западный военный заявил, что сокращение коснется огромного количества практически ненужных военнослужащих.
Аналитики сравнивают Народную освободительную армию с огромной государственной корпорацией. У нее есть свои госпитали, школы, киностудии, телецентры, издательства, оперные коллективы, текстильные фабрики, фермы и гостиницы. Многие подобные структуры "истощают ресурсы", отметил западный военный.
По словам источников, многие военные госпитали будут переданы под контроль гражданских властей. На это решение повлияла вспышка SARS, нетипичной пневмонии. На первом этапе этой вспышки военные не давали центральному правительству свою статистику по SARS, что не позволило представить истинные масштабы проблемы. Военный источник заявил, заявил, что будут закрыты штабы, а военные школы подвергнутся слиянию. По словам двух китайских источников, важно то, что демобилизация, второе крупное сокращение вооруженных сил с 1997 года, когда тоже было уволено в запас 500 тыс. военнослужащих, не проводится одновременно с перестройкой командной структуры. Газеты Гонконга и Сингапура в последние недели сообщили, что китайское правительство готово заменить континентальную командную структуру советского образца на армию, способную контролировать азиатские морские проливы и Тайвань.
Совет по международным отношениям назвал эту реформу в числе индикаторов темпа модернизации.
Однако, сообщения СМИ, похоже, преждевременны, и Китай стремится к менее амбициозным изменениям нынешней системы, утверждают китайские источники. По их словам, в лучшем случае, Китай уменьшит количество военных округов с семи до шести, слив Цзинаньский округ с Нанкинским. В задачи Нанкинского округа входит присоединение Тайваня, которое является основным критерием боеготовности.
Китайские военные говорят, что не ждут серьезных структурных изменений, пока бывший президент Цзян Земинь остается председателем Центральной военной комиссии.
По мнению аналитиков, модернизацию затрудняет слишком большое внимание к политике. По оценкам западных военных, в некоторых частях 30 процентов времени уходит на политзанятия.
Реформе наносит вред и то, что перед армией ставятся противоречащие друг другу задачи. Главная из них - сохранение власти компартии. Множество подразделений используется для разгона демонстраций, подавления бунтов и крестьянских восстаний.
В результате некоторых демобилизованных солдат будут сразу же переводить в Народную военную полицию, спецслужбу, в которой уже больше 1 млн человек. Аналогичный перевод был осуществлен во время сокращений 1997 года. При этом армия вкладывает большие деньги в создание арсенала высокоточных ракет ближнего радиуса действия, решая другую важную задачу, присоединение Тайваня. Она строит амфибии, готовит для них экипажи, закупила российскую военную технику: истребители и истребители-бомбардировщики, как минимум две дизельных подводных лодки и два эсминца, вооруженных самыми современными противокорабельными торпедами. По словам военных аналитиков, цель этих закупок - создание армии, способной запугать Тайвань и ответить на вторжение США в случае конфликта между Китаем и Тайванем.
Аналитики считают, что присоединение Тайваня требует создания командной структуры, способной интегрировать сухопутные силы, флот, ВВС и ракетные войска. Новому начальнику генштаба, бывшему командующему Нанкинским военным округом генералу Ляну Гуандли даны полномочия создать такую командную структуру, утверждают китайские военные источники. В задачи народной освободительной армии входит также развертывание войск в Сянгане и Тибете, где она действует как экспедиционный корпус, охраняющий границы и держащий под контролем местное население. В этих районах она больше всего похожа на имперскую армию, солдаты которой работают на фермах и осуществляют инженерные проекты.