Корабль, сконструированный так, чтобы выдерживать возвращение в атмосферу Земли, трещит под напряжением очень земных проблем - неоплаченных счетов. Бродячие собаки находят приют под его крыльями, его корпус покрывают граффити. Внутри полно мусора, и он остро нуждается в покраске, пишет газета The Wall Street Journal, перевод статьи которой публикует сайт Inopressa.ru.
Корабль, оказавшийся в Бахрейне в результате битвы между построившей его московской компанией и сингапурским концерном, который утверждает, что купил его, покинул Россию пять лет назад и отправился в мировое турне, казавшееся очень заманчивым. Шаттл не мог летать самостоятельно и путешествовал морем. Сначала он отправился в Австралию, где одна из тамошних компаний взяла его напрокат для выставки, приуроченной к Олимпиаде 2000 года в Сиднее. Выставка провалилась, а компания обанкротилась. Затем корабль длиной 119 футов перевезли в Бахрейн, на другую выставку. Но и она не была успешной.
Потом начались судебные тяжбы, в основном между российским НПО "Молния", построившим космический корабль многоразового использования, и сингапурской фирмой, которая называет себя спонсором "крупнейшей космической выставки на планете Земля". Каждая из сторон утверждает, что именно ей принадлежит то, что в годы холодной войны было гордостью России и ее ответом американским шаттлам, пишет американская газета.
Подобно многим российским активам, "Буран" когда-то принадлежал государству, тратившему миллиарды долларов на соревнование с американской программой шаттлов. Для разработки российской версии Москва создала "Молнию", тогда сверхсекретное конструкторское бюро, пишет The Wall Street Journal.
Отставая от США, несмотря на первые триумфы, включая отправку первого человека в космос, СССР никогда не имел пилотируемых шаттлов и устроил единственный беспилотный полет "Бурана" в 1988 году. Он дважды облетел вокруг Земли, через три часа совершил безупречную посадку и больше никогда не поднимался в воздух. Тогдашний советский лидер Михаил Горбачев назвал событие "крупным успехом советской науки и техники" и сократил финансирование, так как СССР распадался. Впоследствии Россия отказалась от программы, сохранив старые, но надежные "Союзы", которые стали единственным средством доставки людей в космос после катастрофы шаттла Columbia в 2003 году.
В 1990-е годы НПО "Молния" пошло по пути других государственных российских компаний: оно стало акционерным обществом и начало заключать капиталистические сделки. Но, в отличие от нефтяных месторождений и алюминиевых плавилен, теневая приватизация которых принесла огромные состояния, продать старый космический корабль оказалось гораздо труднее. НПО "Молния" пыталось продать "Буран" в Америке, на аукционе, организованном одной из радиостанций Лос-Анджелеса, объявив стартовую цену в 6 млн долларов. Никто не откликнулся, и шаттл остался дома, на разрушающемся складе в окрестностях Москвы, пишет The Wall Street Journal.
Всего в СССР было построено больше дюжины шаттлов, в основном - испытательных моделей. Один превратился в аттракцион и сейчас находится в московском парке имени Горького, еще один демонтировали. Остальные застряли в бывшей советской республике, Казахстане, который в 1991 году стал независимым и унаследовал главный советский космодром. Единственный "Буран", действительно побывавший в космосе, столкнулся с катастрофой на Земле: крыша ангара на Байконуре обвалилась в 2002 году, убив восемь человек, и разрушила космический корабль, отмечает The Wall Street Journal.
Шаттл, находящийся в Бахрейне и известный как BTS-002, совершил несколько полетов, но никогда не покидал атмосферу Земли. Но он знал лучшие времена, благодаря компании, которую возглавлял австралийский ученый, летавший в космос на борту американского шаттла Challenger в 1984 году. Компания Buran Space Corporation Ltd. арендовала корабль у НПО "Молния" и в 2000 году отвезла его в Сидней. Но проект лопнул, а стоявшая за ним компания погибла.
Когда австралийский клиент находился в процессе ликвидации, НПО "Молния" стало искать другого клиента. В 2002 году оно связалось с недавно созданным предприятием Space Shuttle World Tour, учрежденным сингапурской компанией Events HQ International. Российская сторона согласилась продать, а не сдать в аренду, свой корабль. Из банковских документов явствует, что сингапурцам повезло с ценой: она составила всего 180 тыс. долларов, пишет The Wall Street Journal. "Молния" и Space Shuttle World Tour отказались назвать сумму.
Хотя шаттлу BTS-002 не удалось привлечь большие толпы в Сиднее, это не остановило Совет по экономическому развитию - государственную структуру Бахрейна. Совет решил, что хочет выставить российский космический корабль у себя, и пригласил компанию Джумана PICO International (Bahrain) к участию в организации летнего фестиваля, поручив ему вести переговоры об аренде корабля. Сингапурская компания согласилась привезти "Буран" в Бахрейн, а потом забрать его за 1,3 млн долларов.
The Wall Street Journal отмечает, что Джуман также нашел несколько моделей НЛО и американское космическое оборудование. Но "Буран" был главным аттракционом. Посетителей везли к нему на специальном автобусе, декорированном таким образом, чтобы они казались себе космонавтами, едущими на космодром. Джуман начал читать о советской космической программе и грустил из-за того, что в России настали такие тяжелые времена. "Я влюбился в "Буран", - говорит он.
Однако восторг Джумана быстро прошел: летний фестиваль в Бахрейне, как и выставка в Австралии, привлек меньше посетителей, чем ожидалось. Когда фестиваль закончился, НЛО и другие экспонаты запаковали и отправили обратно, а "Буран" остался. Власти требовали, чтобы его убрали с дорогого участка, и Джуман арендовал участок недалеко от порта и нанял баржи, чтобы доставить туда "Буран".
Российские представители тем временем начали говорить, что их обманули, обвинять сингапурцев в невыполнении платежных обязательств. Как пишет The Wall Street Journal, они наняли в Бахрейне адвоката Сухайлу Турани, которая быстро добилась судебного решения, запрещающего сингапурцам вывозить шаттл за пределы страны. "Я появилась, как Супермен, чтобы не дать им его увезти, - вспоминает она. - Мне было жаль русских. У них все хорошо получается в космосе, но они очень наивны в бизнесе".
Турани представила суду письмо российского банка, из которого следовало, что сингапурцы более чем на год задержали платежи НПО "Молния", 60% которого принадлежит государству, и деньги были им возвращены. Сделка аннулирована, говорит она, и русские хотят получить свой космический корабль назад. По словам Турани, теперь они собираются продать его музею в Германии.
В свою очередь Кевин Тан из Singapore's Space Shuttle World Tour говорит, что его компания расплатилась с российской стороной. Он точно не помнит, когда и сколько было уплачено, но утверждает: "Шаттл принадлежит нам".
"Я попал между ними и хочу выбраться", - говорит Джуман, получивший образование в Техасе и организовавший демонстрацию шаттла в Бахрейне в 2002 году. Теперь, пока потенциальные владельцы ссорятся, корабль находится на его попечении. Предполагалось, что шаттл пробудет в Бахрейне два месяца. Прошло три года, состоялось больше дюжины судебных разбирательств, а он все еще выгорает на солнце пустыни. Джумана уже ничуть не волнует, кому достанется корабль, лишь бы его забрали и возместили ему расходы по хранению.