Напомним, Виктор Бут был задержан по подозрению в торговле оружием 6 марта 2008 года в Бангкоке, куда прибыл в качестве туриста, а месяц спустя арестован по временному ордеру, выданному на основе искового заявления федерального окружного суда США в Нью-Йорке. Власти США обвиняют россиянина по четырем пунктам, в том числе инкриминируют ему "преступный сговор с целью оказания материальной поддержки или предоставления ресурсов иностранной террористической организации", и добиваются экстрадиции россиянина. В США Буту грозит пожизненное заключение.
- Бут, рассказа, что арест в Таиланде - результат многолетней истории
Говоря о судебном процессе, Бут выразил надежду, что суд подойдет к нему "объективно без "двойных стандартов", передает ИТАР-ТАСС.
"Основания для такого подхода веские: прокуратура Таиланда уведомила меня официальным письмом о том, что дело закрыто, и Таиланд снимает с меня все обвинения. Таким образом, действие имеющегося договора об экстрадиции между Таиландом и США не может быть распространено по отношению ко мне", - сказал он.
"10 октября прокурор должен предоставить неопровержимые свидетельства моей вины. - отметил Бут. - Далее все зависит от правосудия Таиланда".
Как сообщалось ранее, Бут опасается возможных провокаций со стороны американских спецслужб. "Сейчас моя безопасность в руках таиландской стороны, - сказал Бут. - Вместе с тем, американцы не гнушаются похищениями. Нельзя исключать такой поворот событий и в моем случае", - заявил Бут.
"По некоторым данным, США потратили на "ускорение" процесса моей экстрадиции более 10 млн долларов, - сказал бизнесмен. - Кстати, запрос об экстрадиции был подписан лично госсекретарем США Кондолизой Райс". "Знаю, что давление оказывалось на моих адвокатов, - продолжил Бут. - Они делают все, чтобы вывезти меня отсюда любыми способами".
Бут, прозванный "торговцем смертью", уверяет, что не совершал преступных деяний и отказался признать свою вину. Как он признался журналистам, все происходящее дело рук администрации США. "Не знаю, почему они выбрали меня, должно быть, газеты "наработали" подходящий образ. Вы видели на примере грузинских событий, как работает американская пресса. Я же с этим столкнулся еще десять лет назад, когда на основе слухов газеты предъявляют серьезные обвинения, а потом на основании этих публикаций строятся обвинения спецслужб. К сожалению, у меня нет ресурсов противостоять этой пропагандистской машине. Но мой бизнес всегда был честным и открытым", - отметил предприниматель.
Бут, рассказа, что арест в Таиланде - результат многолетней истории
То, что произошло в Таиланде, по словам Бута, результат многолетней истории. "В 90-м я уволился из вооруженных сил в звании лейтенанта — у меня никогда не было звания майора, как об этом любят писать журналисты, и в ГРУ я не служил, - рассказал Бут в интервью "Коммерсанту". - Я уволился из военного института, вернувшись из командировки, после окончания ускоренных курсов португальского языка. И пошел работать в Союз объединенных кооперативов СССР под руководством Тихонова. Я работал в центре организации авиаперевозок, который был создан при этом союзе — собственно, оттуда я и попал в авиацию. Ездил в командировки в Бразилию, Мозамбик, интересное было время..."
Бизнесмен сказал, что он был переводчиком и ездил вместе с представителями фирмы по ее делам. "В конце 1991-го я решил уйти оттуда и создать свой собственный бизнес, - отметил он. - Работать как авиационный брокер. Кое-какие связи к тому времени у меня появились. Я брал самолеты, к примеру, у "Магаданских авиалиний" и сдавал их через бельгийскую фирму в Анголу — тогда и начался такой арендный бизнес, которым я успешно занимался до 1996 года. Еще в 1993-м в Арабских Эмиратах, в городе Шардже, я создал авиакомпанию, которая существовала до 2001 года."
Компании, в основном, работали по чартерам. "В 1994 году мы осуществили переброску французского контингента в Африку, когда в Руанде начался геноцид, - рассказал Бут.- Мы также отвезли бельгийский военный контингент в Сомали и в течение полутора лет обеспечивали все его перевозки. У нас были также контракты и с российскими предприятиями. Мы, например, осуществили около 100 рейсов по контракту Росвооружения с правительством Анголы."
Бут также сказал, что его компания занималась перевозкой оружия, но все, по его словам, было легально. "Вы поймите, если любого таксиста арестовывать за то, что он посадил к себе в такси плохого человека, то не останется таксистов, - пояснил бизнесмен. - К тому же оружие возят все перевозчики, это не считается незаконным грузом, если оно оформлено по всем правилам."
В 1995 году Бут решил создать свою авиакомпанию, купить свои самолеты, что и было сделано. Первую компанию он зарегистрировал в Либерии. Эта либерийская компания просуществовала один год, потом началась гражданская война.
"В то время как раз в шарджинском аэропорту была создана свободная экономическая зона аэропорта, а менеджером этой зоны был господин Ричард Чичакли, - рассказал Бут. - Мы с ним очень дружили. Мы были одними из первых клиентов этой свободной зоны, мы там создали первое предприятие по обслуживанию техники бывшего СССР. В 1996 году благодаря тому, что у нас был свой технический центр и мы смогли приобрести еще самолеты, мы вышли после "Люфтганзы" на второе место в аэропорту Шарджи по грузопотоку. Потом стали расширяться. В 1997-м создали в ЮАР авиационное предприятие. Нашими клиентами в основном были горнорудные компании. Мы доставляли на рудники продовольствие — на определенном этапе мы дошли до 200 тонн в день, что было выгодно. Основной груз мы возили в Конго, Заир, Анголу. Естественно, только этим не ограничивались. И присутствуя в Африке, смотрели, какие есть возможности для развития. В 1997 году мы создали Центральноафриканскую авиакомпанию с филиалом в Анголе. Все эти компании позволяли максимально загружать наш флот."
По его словам, в числе заказчиков, например, было законное правительство Афганистана — еще до "Талибана". Для них компания Бута выполняла много рейсов, в основном с топливом, из Ашхабада. "У нас были контракты с правительством Конго, Анголы, Руанды. Активно работали с ливийской стороной — поставляли им самолеты, ремонтировали технику", - сказал бизнесмен.
"Я делал свою работу, меня не интересовало, что я везу и для чего — я получал заказ, оформлял все законно. А если там какие-то проблемы с грузом, то почему не разбираются с теми, кто его заказывал, кто отправлял?" - удивляется Бут.
По его словам, интерес со стороны американцев, похоже, вызван именно работой в Африке и именно в Африке начались проблемы. "Ко мне, помню, стали приходить какие-то гонцы, особенно в ЮАР, делали непрозрачные намеки, что было бы неплохо, если бы я рассказал, что было в той стране, а что — в той, - рассказал Бут. - И обещали мне разные блага, если я вовремя буду делиться информацией. Я отказался, мне это было неинтересно."
По словам бизнесмена, его хотели завербовать, поскольку они работали "с ливийцами и, извините, с некоторыми другими странами, которые очень интересовали американцев".
"А после того как я отказался, появилось мнимое расследование ООН, был назначен какой-то эксперт Йохан Калиман, - сказал бизнесмен. - Кто такой этот Калиман? В Антверпене, в центре алмазной торговли, появился институт мира, в котором числится только два человека — этот Калиман и его секретарша. Потом этот господин начинает расследование обо мне как специалист по Африке. О том, что он до этого более пяти лет работал на Заирскую алмазную компанию в качестве торговца, — это умалчивается. Эти люди свалили в кучу все, что можно. В какой-то момент они даже написали, что ни один самолет не может взлететь в Центральной Африке без моего разрешения. Ну, это был уже полный маразм."
Вместе с тем у Бута есть объясние, почему его так прижали. По его мнению, это произошло после ареста Ричарда Чичакли, с которым Бут организовал авиакомпанию. "Он вернулся из Шарджи в США, открыл свою консалтинговую фирму в Далласе, а в 2005 году его арестовали, конфисковали все его имущество и объявили: "Арестован финансовый директор империи Бута, торговца смертью". И в это время так называемый офис контроля над зарубежными средствами минфина США распространил информацию, что все арестованные активы Чичакли являются моими, что он подставное лицо. Но никаких активов в США у меня не было".
Он рассказал, что счетов, которые, по сообщениям американских властей, у него арестованы в США, тоже не было.
"А дальше без суда и следствия все конфискованное имущество Чичакли продали, сказал Бут. - Чичакли с тех пор три года пытается подать в суд, но его заявления не принимают. А он ведь активный член Республиканской партии. У него есть портрет Буша с личной благодарственной подписью за активное участие в предвыборной кампании. Он ветеран вооруженных сил США, награжден орденом Пурпурного сердца. И этого человека просто взяли и лишили всего! Благо, он успел выехать в Россию. Так вот, возможно, что провокация, которая проведена здесь, это единственный способ американцев притащить меня в Штаты и хоть как-то доказать это дело Чичакли. Потому что со сменой администрации США дело Чичакли будет вновь поднято и будет очень громким, и я уверен, он его выиграет. А это грозит определенной группе людей большими неприятностями. И вот эта группа людей и устроила эту провокацию здесь. То, что они сделали со мной, не лезет ни в какие ворота. Но как сказал наш премьер, "пролезает"!"
Бут не строит прогнозов на предстоящее слушание. "Посмотрим. Американцы ведут себя в этой стране, как у себя в огороде", - сказал он. По его словам, генпрокурор США, который приезжал на семинар тайских судей, сказал, что "экстрадиция Бута — лучший подарок ему на день рождения". "Мне не надо было ехать в Таиланд, - сказал Бут.
Напомним, ранее Виктор Бут подчеркнул, что ему оказывается поддержка со стороны российских властей. "Благодарен за участие в моей судьбе послу РФ в Таиланде Евгению Афанасьеву, российскому консулу Андрею Дворникову и всему посольству, признателен Госдуме РФ и лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому", - сказал Бут.
Как сообщалось, во время пребывания за решеткой Виктор Бут зря времени не теряет: бизнесмен посвящает себя изучению языков. "В настоящий момент овладеваю фарси, одновременно изучаю санскрит", - рассказал Бут.