Как сообщает Corriere della Sera, перевод статьи которой публикует Inopressa.ru, этот поддержанный общественностью закон может подействовать на молодой и еще не окрепший росток свободы прессы в России как едкая кислота. По мнению автора издания, над этим должны задуматься те деятели на Западе, кто "с прохладцей" осуждает исламский терроризм, кто оправдывает действия террористов, кто утверждает, что во всем этом виноваты Соединенные Штаты (и русские из-за своих действий в Чечне), те, кто говорит о том, что "это война между богатыми и бедными", или во всем обвиняет "глобализацию". Терроризм не только порождает невинные жертвы - он наносит удар и по свободе.
После 11 сентября Запад также стал менее свободным. Правительству пришлось противостоять угрозе терроризма, принимая специальные законы и вводя особые меры безопасности, в конечном итоге ограничивающие личные свободы. На Западе между тем свободы укоренились настолько прочно, что могут быть поколеблены лишь в условиях невероятных катастроф. Они могут быть лишь слегка сужены, как например, в интересах борьбы с терроризмом, но не ликвидированы.
В России же сложилась иная ситуация. Там нет никаких либеральных традиций, за которые можно было бы зацепиться. Там лишь десять лет назад на обломках коммунистического строя возникла хрупкая демократия. Российская демократия, в силу обстоятельств, недостаточно либеральна, ей потребуются десятилетия спокойного существования, чтобы стать похожей, в плане свобод, на западные демократии. Здесь терроризм в течение нескольких дней может свести на нет успехи, достигнутые за одно десятилетие, отмечается в статье.
В отличие от того, о чем говорили некоторое западные критики, президент Путин принял единственно возможное решение, отдав приказ о начале операции против чеченских террористов, захвативших театр. Но, как и можно было предположить, принимая во внимание российские традиции, фаза, последовавшая за операцией по освобождению заложников, продемонстрировала пренебрежение к безопасности заложников, являющейся приоритетной задачей в западных странах. Следует отметить, что терроризм, так же как и война в Чечне, взаимодействуя с давней традицией деспотизма, помогает России укреплять "авторитарную" демократию. "Авторитарная" демократия лучше, чем тоталитарный однопартийный режим (есть больше личных свобод, и избиратели могут выбирать своих представителей), но она отличается от западной демократии. Это, возможно, самое большое, что сегодня может себе позволить Россия.
Россия, как считает автор статьи, необходимый союзник в антитеррористической борьбе, но с ней нельзя наладить такие же отношения взаимного доверия, которые обычно устанавливаются между либеральными демократиями. Об этом должны задуматься те, что желает, чтобы в будущем Европа была полностью независима от энергетических поставок, контролируемых русскими.