В конце прошлой недели завершилось выдвижение кандидатов на пост генсека Совета Европы. Ими стали бывший польский премьер Влодзимеж Чимошевич, экс-премьер Норвегии Торбьорн Ягланд, экс-глава правительства Фландрии Люк ван ден Бранде и депутат венгерского
Вести
В конце прошлой недели завершилось выдвижение кандидатов на пост генсека Совета Европы. Ими стали бывший польский премьер Влодзимеж Чимошевич, экс-премьер Норвегии Торбьорн Ягланд, экс-глава правительства Фландрии Люк ван ден Бранде и депутат венгерского парламента Матиаш Йорши. Россия заблокировала реформирование Страсбургского суда и от того, удастся ли Москве пролоббировать избрание приемлемого для себя кандидата, будет во многом зависеть сохранение ею членства в Совете Европы, пишет "Коммерсант".

Теперь комитет министров Совета Европы должен определить процедуру выборов и до конца апреля отобрать шорт-лист из двух-трех кандидатов. А затем Парламентская ассамблея Совета Европы на летней сессии выберет нового генсека. Полномочия действующего генсека Совета Европы британца Терри Дэвиса истекают в июле.

Как отмечает газета, сегодня Россия является причиной самой серьезной проблемы Совета Европы — она парализует реформирование Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), поскольку не ратифицирует 14-й протокол к Европейской конвенции по правам человека, который дает возможность быстрее рассматривать иски. Кроме того, у Страсбургского суда есть к России и претензия по неисполнению его решений. Недавно российский судья в ЕСПЧ Анатолий Ковлер сообщил, что если Россия в ближайшие полгода не устранит "системную проблему" неисполнения решений Страсбургского суда, это будет грозить приостановкой ее членства в Совете Европы.

До сих пор одним из главных смягчающих факторов в отношениях Совета Европы и Москвы была личная позиция генсека Терри Дэвиса, который последовательно выступал против каких-либо санкций в отношении России, пишет газета. Между тем, эту позицию разделяют не все делегаты ПАСЕ. Поэтому один из важных вопросов, который решат предстоящие выборы генсека Совета Европы, — будет ли он продолжать курс Терри Дэвиса на умеренную критику России или прибегнет к резким действиям.

Газета отмечает, что все четыре кандидата уже успели отметиться критикой Москвы. Люк ван ден Бранде (докладчик ПАСЕ по России) и Матиаш Йорши (докладчик по Грузии) готовили резолюцию ПАСЕ о последствиях российско-грузинской войны. Осенью 2008 года Йорши поставил свою подпись под петицией, призывающей лишить Россию права голоса в ПАСЕ, если она не откажется от признания Абхазии и Южной Осетии. Вместе с тем, последняя резолюция ПАСЕ о последствиях российско-грузинской войны, написанная в январе этими кандидатами, была крайне мягкой и обтекаемой: члены грузинской делегации даже открыто обвинили докладчиков в стремлении заручиться поддержкой России перед выборами генсека. Это привело к скандалу и ужесточению текста резолюции.

Позиция Торбьорна Ягланда относительно российско-грузинской войны еще более жесткая, нежели у его соперников. Между тем, накануне он заявил газете, что, хотя Европа не может принять российского признания Абхазии и Южной Осетии, этот факт не должен становиться причиной для изменения статуса российской делегации в ПАСЕ. Ягланд также заявил, что, став генсеком СЕ, готов разработать другой механизм реформирования Страсбургского суда взамен 14-го протокола, раз уж Россия не хочет его ратифицировать.

Влодзимеж Чимошевич являлся спикером польского парламента в момент "оранжевой революции" на Украине и вместе со своим соратником по партии тогдашним президентом Александром Квасьневским осенью 2004 года был одним из посредников при переговорах между Ющенко, Януковичем и Кучмой. Как отмечает издание, дипломатические усилия Квасьневского и Чимошевича привели тогда к проведению третьего тура выборов и победе Ющенко. Впрочем, против него уже высказался президент Польши Лех Качиньский, с которым у Москвы натянутые отношения и это может изменить отношение России к польскому экс-премьеру, считает газета.

Издание также напоминает, что в 2005 году в Совете Европы были разработаны рекомендации, в соответствии с которыми, в частности, генсек должен избираться из числа выдающихся политиков, уже успевших поработать у себя на родине главой государства или правительства — чтобы он не уступал по политическому весу, например, главе Еврокомиссии.

Этим критериям удовлетворяют, по сути, только Торбьорн Ягланд (бывший премьер и спикер) и Влодзимеж Чимошевич (экс-премьер, экс-спикер и экс-глава МИДа).